Консул Южной Осетии в РСО-Алания Морис Санакоев в интервью корреспонденту Sputnik Южная Осетия Алане Сабеевой рассказал о подготовке избирательных участков во Владикавказе и в селении Октябрьском.
— Морис Борисович, какое количество избирательных участков будет открыто в Северной Осетии? Расскажите, как следует поступать югоосетинским гражданам, если они решили проголосовать в РСО-Алания?
— На сегодняшний день принято решение открыть три участка, два из них будут располагаться на территории консульства (74-ый и 75-ый), и 77-ой участок откроется в селении Октябрьское Пригородного района. Точное место пока неизвестно, скорее всего — это будет сельский клуб.
Граждане Южной Осетии, которые находятся в РСО-Алания, смогут подходить в любой из участков с паспортами югоосетинского образца. Участковые избирательные комиссии будут записывать их, создавая списки, избирателю будет выдаваться два бюллетеня для голосования: один для выбора президента, другой, чтобы принять участие в референдуме.
— Нужно ли заранее обращаться в консульство или избирательную комиссию, чтобы проголосовать?
— Нет. Согласно нашему законодательству граждане могут обратиться в участковую избирательную комиссию даже в день голосования. Такая практика у нас была и в 2006 году. В 2012 году мы проводили выборы в Руке. Там было организовано два участка. Процедура голосования была такая же.
— А нет ли вероятности того, что граждане смогут проголосовать дважды?
— Подлог заведомо исключен. На каждом бюллетене расписываются представители кандидатов, отсутствие одной из подписей превращает бюллетень в недействительный. После процедуры голосования в паспорте гражданина Южной Осетии ставится специальная печать.
— Есть ли информация о том, какое количество граждан Южной Осетии ожидается на избирательных участках во Владикавказе и в Октябрьском?
— Очень трудно назвать даже приблизительные цифры. После войны 2008 года очень многие семьи вернулись в Южную Осетию. Списков у нас нет, но у нас есть общее представление, что здесь, в Северной Осетии, проживает большое количество наших граждан. Миграция между двумя республиками довольно большая.
На прошлых выборах президента проголосовали четыре тысячи человек, но это было связано с тем, что для голосования приходилось выезжать до селения Рук. Тогда мы организованно вывозили людей на участки, но из-за холода и необходимости выезжать в Южную Осетию количество проголосовавших было не очень большим.
— Как будет проходить работа избирательных комиссий в Северной Осетии?
— Формирование участковых избирательных комиссий происходит по представлению политических партий и самих кандидатов тоже. Члены избирательных комиссий, в первую очередь, должны быть гражданами Южной Осетии. Консульство будет следить за созданием этих комиссий, выборами их председателей. Мы ожидаем, что в ближайшее время комиссии начнут свою работу и подготовку к выборам.
Им нужно пройти обучение, получить инструктаж от нашей центральной избирательной комиссии. Возможно, даже попросить ЦИК Северной Осетии оказать нам какое-то содействие.
— Ожидаете ли Вы иностранных наблюдателей на своих участках?
— Все наблюдатели должны пройти аккредитацию в ЦИК Южной Осетии. Они могут выполнять свою работу на территории любого избирательного участка. У нас обязательно присутствие наблюдателей от каждого из кандидатов. Один с правом решающего голоса, другой с совещательным.
— Будет ли консульство как-то работать со штабами кандидатов?
— Мы равноудалены от всех кандидатов, и агитационной деятельностью не занимаемся. Все кандидаты в президенты для нас, в первую очередь, граждане Южной Осетии. Мы обязаны одинаково помогать всем.
Я планирую проехать по штабам кандидатов и оказать поддержку, если им это будет нужно. Хотелось бы отметить, что в Северной Осетии представители штабов разных кандидатов довольно дружелюбно настроены по отношению друг к другу.
— С какими просьбами к Вам в консульство обращаются чаще всего?
— К нам обращаются с разными просьбами, начиная с бытовых вопросов, заканчивая — юридическими. Совсем недавно помогли будущей молодой маме встать на учет в женскую консультацию. У нее нет российского гражданства, мы подключились к решению проблемы. Довольно активно работаем с молодежью, студентами.
— Есть ли какая-то специфика в работе консульства Южной Осетии на территории РСО-Алания?
— Консульство во Владикавказе было открыто три года назад. Практически все наши граждане имеют российские паспорта, и на территории России они проходят как граждане РФ. Мы не всегда можем взять их под свою юрисдикцию и оказать содействие, поэтому приходится искать баланс. Для нас в первую очередь это наши граждане.
— Решены ли проблемы с предоставлением жилья вынужденным переселенцам?
— Об этом лучше спрашивать органы местной власти. Насколько мне известно, еще в 90-х годах было принято решение не считать осетин Юга беженцами в Северной Осетии. Кроме того, практически все они имеют российские паспорта. Тогда статус беженцев был предоставлен людям, переехавшим из внутренних районов Грузии.
— Насколько эффективно происходит взаимодействие с представителями местной власти?
— За последние годы наше сотрудничество только укрепилось. Есть общее видение решения проблем. Кроме того, мы работаем в тесном взаимодействии с представительством МИД России в Северной Осетии.
— А сколько человек работает в консульстве?
— У нас работает пять сотрудников. И этого вполне достаточно для решения поставленных перед нами задач.