Выборы в Южной Осетии всегда превращаются в увлекательное и непредсказуемое действо. Так было в 2001 году, когда Людвига Чибирова, в чьей победе, на севере во всяком случае, не сомневались, сменил оппозиционный кандидат Эдуард Кокойты. Кстати, тогда на севере вновь избранного югоосетинского президента еще долго игнорировали, раздраженно отказываясь признавать случившееся.
Плебисцит, который в 2011 году превратился в шоу под названием "снежная революция", тоже оказался впечатляющим, особенно своим внезапным финалом, когда главный приз достался Леониду Тибилову, которого не было в той предвыборной гонке.
Тогда же было весело понаблюдать за тем, как из Южной Осетии всесильный на тот момент Кокойты пытался выставить знаменитого Джабо, который, как гласит народный фольклор, породил и самого "всесильного президента".
Сольный выход Эдуарда Джабеевича на нынешних выборах на наших глазах превращает благопристойную предвыборную конкуренцию двух системных политиков Тибилова и Бибилова в экшн. И это при том, что еще недавно в принципе было трудно поверить в реинкарнацию политического трупа Кокойты. Да, сегодня уже надо признать, что-что, а взбодрить выборы Эдуард Кокойты может как никто другой. Откуда ни возьмись, появились сторонники, болельщики и массовка! И даже десятки желающих запостить себя с Кокойты на животе в виде рисунка на майке или на груди, прижимая к себе лист А4 с признанием лидерства Эдуарда Джабеевича.
И это удивительно, ибо народная мудрость гласит, что нельзя в одну реку войти дважды. А Кокойты пытается, и даже нашлись люди, которые его поддерживают на встречах с избирателями. И в связи с этой очевидной активностью возникает вопрос: а где был сам Эдуард Джабеевич и все его люди раньше? Я имею в виду последние пять лет? Где жил Кокойты? В Москве, во Владикавказе? Как жил? Чем занимался?
Исчезнуть из публичного поля — право любого человека, но только в том случае, если он не делает политическую карьеру. Когда Кокойты исчез — логично было предположить, что он живет своей частной жизнью, интересоваться которой не вправе никто. Так же как и теперь, когда он объявился в качестве претендента на роль президента, логично поинтересоваться: а где он был пять лет? Где и на что жил, что делал, с кем общался.
Будущий президент должен быть понятным, как открытая книга. Информации же о прошедших пяти годах жизни Кокойты практически никакой. Вездесущий фэйсбук знакомит нас с несколькими неживыми страничками. Более-менее информативна лишь одна, под названием "Эдуард Джабеевич Кокойты: Возвращение", которая нравится 146 людям, а подписаны на нее 157 человек. Несмотря на это, группа активная, бодро жжет напалмом всех инакомыслящих, и даже утверждает, что все свои предвыборные обещания Кокойты выполнил на все 110 процентов.
Уверена, в истории с реинкарнацией Кокойты самое интересное и важное — это вопрос где он был и чем занимался последние пять лет. Почему не проявлял политической активности, почему не переживал за судьбу родины. Терпеливо ждал реванша? Готовил армию сторонников? Уже очевидно, что армия сторонников, пока непонятно, насколько большая, но однозначно интернет-активная, у него есть. Видео встреч явно не монтаж, флэш-мобы в сети запускаются, а онлайн голосование за кандидатов показывает лидерство именно Кокойты.
Для меня это политический нонсенс. Потому что мне непонятно, как это возможно — принять с распростертыми объятиями того, кого гнали и проклинали, и не напомнить невыполненные обещания и нереализованные проекты, не поинтересоваться, почему судьба родины волнует его только в период претендентства на президентское кресло. Забыв задать такие очевидные вопросы: где был, чем жил, почему забыл и не волновался о благополучии.
А да, еще самый главный вопрос: ЧТО НАДО?