Николай Силаев, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности — для Sputnik
Эдуард Кокойты выдвигается кандидатом в президенты Южной Осетии. В Цхинвале прошло собрание инициативной группы по его выдвижению, где про бывшего президента Южной Осетии сказали много очень лестных слов. Сам же Кокойты заявил, что ограничения по цензу оседлости для кандидатов в президенты — десять лет проживания в республике перед выборами — на него распространяться не должны. А если Центризбирком его не зарегистрирует, то выборы, как он считает, будут нелегитимными.
Юридическая сторона дела проста. В конституции Южной Осетии есть пункт, по которому президентом может быть только тот, кто постоянно проживает в республике на протяжении десяти лет перед выборами. Летом прошлого года в законе о выборах президента это требование было уточнено: если гражданин республики находится на ее территории не менее 9 месяцев в году, это считается постоянным пребыванием; устанавливается этот срок по данным о пересечении границы, которые имеются в распоряжении юго-осетинской погранслужбы. Пространства для толкований здесь нет: большую часть времени в последние пять лет Эдуард Кокойты проводил за пределами Южной Осетии. Он не может быть зарегистрирован кандидатом в президенты.
Тем не менее, с осени прошлого года бывший глава Южной Осетии говорит, что выдвинет свою кандидатуру. Сначала он делал этот не напрямую, о его намерениях баллотироваться рассказывали его сторонники. Затем прямо сказал, что собирается бороться за президентский пост. Сейчас дело дошло до собрания инициативной группы. Кокойты последовательно повышает ставки. Поскольку законного способа его зарегистрировать нет, экс-президент настаивает, чтобы его допустили на выборы вопреки требованию закона.
Шумное собрание в Цхинвале играет роль ультиматума. Кокойты обещает массовые протесты и скандал, если он не будет зарегистрирован. Он хочет, чтобы Центризбирком, парламент, президент и остальные органы власти РЮО сломались и исполнили его волю несмотря на принятые ими же самими ранее решения. То есть признали, что власть в республике принадлежит Кокойты.
На самом деле, именно выполнение этого ультиматума может сделать выборы нелегитимными. Если допустить демонстративное нарушение избирательного законодательства на самом старте, зарегистрировав кандидатом того, кто зарегистрирован быть не может, то в дальнейшем требовать соблюдения законной процедуры будет уже невозможно. Сделав Кокойты кандидатом в президенты, Центральная избирательная комиссия РЮО тем самым поставит под сомнение законность выборов и их результатов.
У Южной Осетии есть большой опыт выборов, но только второй раз она избирает президента в условиях признания со стороны России. Выборы 2011 года вылились в крупнейший политический кризис в том числе и потому, что закон был вытеснен политической целесообразностью и неформальными договоренностями. В конечном счете, при вмешательстве России кризис был разрешен, но он очень дорого стоил Южной Осетии и ее государственности. Повторять что-то подобное сейчас значит наносить республике еще один удар, публично расписываться в том, что Южная Осетия не в состоянии провести президентские выборы по собственному же закону.
Кокойты пытается представить себя очень влиятельным и популярным политиком, которому опасно отказать в регистрации на выборах. Для этого и было проведено собрание инициативной группы. В действительности это блеф. К концу 2011 года, когда Кокойты ушел в отставку с поста президента Южной Осетии, его популярность стремилась к нулю.
Восстановление республики был провалено. Несколько зим перед этим избиратели провели в палатках или разрушенных домах, несмотря на то, что Россия перечислила огромные деньги на реконструкцию и строительство жилья и инфраструктуры. Кокойты завел в республике такие политические порядки, которые порождали множество недовольных. Это был режим с авторитарными замашками и без всяких признаков эффективности. Не случайно Россия еще в 2009 году устами главы администрации президента Сергея Нарышкина предупреждала Кокойты, что ему не нужно менять конституцию Южной Осетии, чтобы пойти на третий президентский срок. Это был ясный знак, что продолжение его политики за рамками конституционного срока ключевой союзник Южной Осетии считает нежелательным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.