В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп не раз заявлял о необходимости отойти от доктрины свободной торговли и вернуться к протекционистской экономике. А за несколько дней до его инаугурации, на ежегодной сессии Всемирного экономического форума в Давосе представители США практически отсутствовали. Совершенно очевидно, что мир стоит на пороге новой экономической реальности.
Ждет ли нас переход к новой политической и экономической архитектуре мира, каким будет ближайшее будущее, в том числе на постсоветском пространстве, размышляли эксперты в ходе круглого стола в Москве.
Sputnik, Лев Рыжков
Жить по-старому не получится
"Трамп — это просто симптом исчерпания той модели глобальной экономики, которая была построена в середине 70-х годов, — считает доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко. — Неолиберальная экономика существовала на трех китах: свободном движении транснационального капитала, внешних инвестициях и демонтаже социальных институтов. Вот фактически все "рейганомики", "тэтчерономитки", а в России политика Ельцина. Все это вписывалось в общий контекст демонтажа социальных завоеваний, которые были достигнуты в середине XX века".
По словам эксперта, кризис и усталость этой модели стали понятны еще в 2008 году. Именно этот год, а вовсе не прошлый, ознаменовавшийся победой Трампа, стал рубежным.
В 2008 году произошли три события, продолжил Фененко. Первое из них — финансовый кризис. Второе — создание "большой двадцатки", куда "для управления мировыми финансами были привлечены новые участники: Китай, Индия, Саудовская Аравия". Третье — нападение Грузии на Южную Осетию. Эта война, добавил аналитик, "оказалась первым крупным поражением США после распада Советского Союза".
"Эта война показала, что американская мощь — ограниченна", — сказал эксперт.
Подъем Китая, Индии, азиатских экономик, по мнению аналитика, начинает играть против самого Запада. Впервые после 1947 года в Америке появился запрос на пересмотр режима свободной торговли. Тем не менее, США вряд ли откажутся от практики "натравливания" своих региональных партнеров на традиционных конкурентов: Россию и Китай.
Источник не оскудеет
"При Трампе, боюсь, Россию будут ожидать не самые приятные моменты, — отметил Алексей Фененко. — Вместо поддержки по Украине мы можем получить от новой администрации попытки прорыва в Среднюю Азию, попытки укрепления в Закавказье. Вплоть до активизации грузинского и карабахского конфликтов".
Корреспондент Sputnik поинтересовался у эксперта: что ожидает страны Балтии, руководство которых ухитрялось весьма успешно конвертировать антироссийскую истерию в финансовые потоки? Будет ли крик "Русские идут!" настолько же прибыльным при Трампе, как при его предшественниках?
"Я помню, как то же самое, слово в слово, говорили в начале 2009 года: после "злого Буша" пришел хороший Обама, и сейчас кончится антироссийская политика, — напомнил Фененко. — То же самое говорили и в 2001 году, когда Буш сменил Клинтона. Как видим, ничего не изменилось. Так что антироссийскую направленность никто не отменял. А что касается экономики, то Прибалтика как жила, так и будет жить за счет экспорта своего населения за границу. Сегодня это, по-моему, главный источник ее существования".