Спрашиваешь дальнего знакомого "чо-как?" и в ответ тебе тонны и тонны непроверяемой ("я сам не видел, но слышал, как рассказывали") информации о людях, скажем так, "из телевизора". Ладушки, ладушки, сам-то ты как?— Сам? А как можно быть вот с этим?!
Действительно, как?
Мой собственный ответ сформировался довольно поздно, году в 2009 и довольно странно. В горах произошла трагичная история, связанная с гибелью людей, обросшая в пост-военном Цхинвале такими подробностями, что никаким голливудам не снилось. И вот, иду я по улице со знакомым и взахлеб пересказываю все эти страсти, чуть ли не человеческие жертвоприношения сектантов, которые пытаются внедриться в наше общество. Какую одежду они носят, какие наркотики употребляют, зачем они поехали в горы и прочая-прочая-прочая. К моему восхищению его терпением, он выдержал буйство моего воображения, и потом невозмутимо спросил, знаю ли я о ком речь. Ничуть не смутившись, я продолжила, что не знаю, но мне рассказали, кто знает и это же так страшно — секта, убийства, конец Осетии! А он называет мне имя, просто имя человека, с которым это произошло. И случился когнитивный диссонанс — Бернард, наконец, заметил дверь (привет поклонника Westworld-а), а блондинка разглядела спрятанного в кустах слона. И с тех пор я в людей, кушающих младенцев, не верю. Ну, как не верю, в основном, не верю.
Исходя из принятого в психологии деления на "слухи-желания", "слухи-пугала" и "агрессивные слухи", можно сказать, что в Осетии, в южной ее части точно, особо распространены две последние разновидности. А это, по мнению психологов, знаете, о чем свидетельствует? Об остром социальном напряжении и межгрупповом разделении. Противопоставление "они — мы" приобретает все более агрессивные формы. "Слухи-желания" у нас тоже встречаются, но гораздо реже и в непременном сопровождении "слухов-пугал".
Что же делать, спросите вы?
И тут формула давно известная. Сплетни с особой интенсивностью распространяются там, где мало что происходит. Выборы — это, пожалуй, единственное значимое мероприятие ожидаемое и обсуждаемое в обществе. Но, господа, выборы раз в пять (!) лет, и обсуждаются они все пять лет. Вот все пять лет. Давайте уже народу и другие "зрелища".
Второе. Тоже давно известно, что слухи наиболее активно распространяются в условиях нехватки достоверной информации. Особенно в СМИ. Особенно в СМИ, которым верят. Тут распространяться не буду, всем понятно, о чем я, да? В скобках только отмечу, что превращать СМИ в распространителей слухов — порочная практика. (Во избежание слухов, скажу, что последнее предложение про планы одного из государственных СМИ, открыть возможность комментирования новостей на их сайте).
Третье, трезвомыслие. В следующий раз, когда Вам будут рисовать райские кущи с участием разных "в-телевизоре-виденных" людей, или постапокалиптические картины с их же участием, не стесняйтесь спрашивать источник информации. На этот счет есть отличная осетинская поговорка "Зӕгъӕджы зӕгъ ӕмӕ ма фӕгӕды уай" (ср. Назови рассказчика, и не ошибешься).
Критическое мышление, довольно ценная штука. Хотя может показаться, что в юго-осетинском обществе она скорее недостаток. С тобой не о чем поговорить, ты перестал быть конспирологом, хотя, конечно, это не означает, что за тобой перестали следить (остро не хватает в этом месте подмигивающего смайлика). Ты вдруг осознаешь, что центр Вселенной из Цхинвала смещается туда, где, по мнению физиков, всегда и был — в никуда. Нет у Вселенной центра, чтобы там не говорили. И это уже не слухи… А самая настоящая Правда-Истина (тут поклон почитателям "Облачного Атласа").
Как с этим жить?
Открыто и свободно! Сплетни — всего лишь искажения, без которых много лучше.