ЦХИНВАЛ, 17 янв — Sputnik, Диана Козаева. Парламент Южной Осетии второй раз исключил вопрос о госбюджете на 2017 год из повестки дня заседания сессии. Спикер парламента объясняет это задержкой в проведении судебной реформы, исполнительная власть обвиняет в этом законодательную.
Проект госбюджета на текущий год был представлен в парламент еще в декабре 2016 года. Однако и тогда депутатский корпус не стал рассматривать вопрос, обосновав такое решение тем, что Высший Арбитражный суд, проходящий стадию ликвидационных мероприятий, не может в то же время быть одним из распорядителей бюджетных средств.
На сегодняшнем заседании депутаты единогласно одобрили дату проведения президентских выборов, после чего спикер Анатолий Бибилов попытался объяснить своим коллегам и представителям правительства, почему парламент второй раз отказывается рассматривать проект бюджета.
По его словам, ранее между ветвями власти были достигнуты договоренности, устроившие обе стороны, однако впоследствии правительство отказалось от своих слов и предложило другие варианты выхода из ситуации, которые являются "незаконными и с которыми парламент согласиться не может".
"За два года судебная реформа так и не сдвинулась с места. Когда принимался бюджет 2016 года мы пошли навстречу правительству с условием, что такого больше не повторится. Но получается, что одна ошибка влечет за собой другую, и все это ложится на плечи парламента", — сказал Бибилов.
Некоторые депутаты возразили спикеру, отметив, что решение о принятии или непринятии того или иного закона принимается депутатским корпусом, а не только членами президиума.
"Вопрос о госбюджете на 2017 год был снят с повестки дня при том, что такое решение может принять только сессия. Я считаю, что кроме партии большинства, все остальные обделены в принятии решений, их права ограничены", — сказала депутат от партии "Ныхас" Зита Бесаева.
После недолгих препираний Бибилов покинул зал заседаний, объявив о его завершении.
Депутаты и представители СМИ попросили министра финансов Азу Хабалова прокомментировать сложившуюся ситуацию. По ее словам, доводы парламентского большинства не могут быть основанием для того, чтобы не принимать бюджет.
"В 2014 году были приняты поправки в Конституцию, согласно которым Высший Арбитражный суд (ВАС) был упразднен, а его полномочия были переданы Верховному суду. Функции же суда первой инстанции должен исполнять арбитражный суд, который должен быть создан после необходимых ликвидационных мероприятий. Но часть 6 статьи 2 этого же закона гласит, что судьи ВАС, назначенные до его вступления в силу, продолжают осуществлять свои полномочия до создания арбитражного суда. Поэтому пока не будет создан арбитражный суд, он будет фигурировать в бюджете", — сказала она.
Хабалова отметила, что Арбитражный суд "не создается потому, что парламент не назначает председателя и судьей, кандидатуры которых еще в 2015 году были предложены президентом, тем самым парализуя процесс завершения судебной реформы".
Она подчеркнула, что в этой ситуации правительство предприняло все меры, чтобы бюджетники не остались без заработной платы, отметив при этом, что проблемы могут возникнуть с финансированием предстоящих в апреле выборов президента.
"Что касается выборов, то тут проблемы могут возникнуть с финансированием. ЦИК не может взять кредит в Нацбанке, поскольку по закону об основах бюджетного законодательства бюджетное учреждение не имеет права брать кредиты. Таким образом, мы сами себя загоняем в угол. Единственный и правильный выход в этой ситуации — принятие бюджета", — сказала она.
Следует отметить, что в законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Южной Осетии прописано, "в случае, если финансирование выборов, референдума не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств избирательной комиссии… данные расходы оплачиваются за счет кредитов банков…".
Представитель президента в парламенте Мадина Козаева рассказала журналистам, что "президент приложил большие усилия, чтобы разрешить эту ситуацию, предложив разные варианты, которые как раз соотносились с той причиной, которую спикер обозначил в качестве основного фактора непринятия бюджета".
"С предложениями президента спикер не согласился. Он предлагает, в свою очередь, решение вопроса, которое никак не связано с обозначенной им же причиной", — сказала она.
"Дело в том, что по конституционной поправке, принятой в 2014 году, в процессе ликвидации образован новый арбитражный суд. Парламентское большинство предлагает не исполнять принятый закон, принять свой, в соответствии с которым судьи Верховного суда переназначаются. То есть нам прямо объяснили, "нам не нравится состав Верховного суда и мы его должны поменять". Но судьи назначаются сроком на пять лет и они должны свой срок отработать", — сказала Козаева.
По ее словам, президент предложил другие выходы, в том числе отказаться от инициированной им же судебной реформы и вернуться в реалии 2014 года, когда Высший Арбитражный суд и Верховный суд функционировали как отдельные инстанции.
"В этом случае, причина, по которой парламент не принимает бюджет, само собой отпадала, потому что ВАС вновь был бы полноправным распорядителем бюджетных средств", — пояснила представитель президента.
Спикер парламента Анатолий Бибилов пояснил Sputnik свою позицию. По его словам, депутаты не могут себе позволить принять неконституционные решения.
"Вопрос о судебной реформе стоит не первый год. Бюджет 2016 года был принят именно с тем условием, что все вопросы о высшем арбитражном суде должны быть решены. Но за более чем два года ничего не сделано. При этом, пролонгацию действия конституционного закона принятого в мае 2014 года каким-то образом проводило правительство, что противоречит законодательству", — сказал спикер.
Он отметил, что президенту был предложен законопроект о судебной реформе, в котором определена дата его вступления в силу, определено время на проведение всех подготовительных мероприятий, "приняв этот закон, мы себе развязывали руки и на законном основании приняли бы бюджет на текущий год".
"Стороны пришли к единому мнению, после чего нам уже предложили другие варианты, на которые мы не согласны, потому что они противоречат законодательству и Конституции в целом. Маховик реформ идет и пока он не завершится, нам не могут представлять никакие кандидатуры главы и судей Арбитражного суда. Это просто отговорки", — заявил спикер.
Он пояснил, что суть реформ заключается не только в преобразовании высшего арбитражного суда, а также в том, чтобы наделить судей Верховного суда полномочиями для рассмотрения экономических, военных и других дел, поскольку выносимые им сегодня решения в этих областях "по сути, являются незаконными".
"Все это отражено в предложенном нами законопроекте, но делается все, чтобы мы его не приняли", — отметил Бибилов.
Выход из этой ситуации спикер видит в том, чтобы принять предложенный парламентом законопроект о судебной реформе, после чего утвердить и проект госбюджета, "но давление на депутатов, оказываемое исполнительной властью, не позволяет этого сделать, поскольку у партии большинства нет необходимых 2/3 голосов для принятия конституционного закона".
"Многие говорят, что такая позиция скажется на моем политическом будущем. Но для того, чтобы выиграть президентские выборы я не намерен нарушать законы. Мне лично это не надо", — заявил Бибилов.