По материалам, предоставленным пресс-службой ПУ ФСБ РФ в Республике Южная Осетия.
В 1933 году в Германии установилась фашистская диктатура. Гитлер не скрывал своих захватнических планов в отношении Советского Союза и других стран, выдвигая идею о переделе мира. Так к концу 1933 года в Европе сложился очаг военной угрозы.
В ноябре 1936 года Германия и Япония подписали т. н. "антикоминтерновский пакт", направленный против СССР. Он положил начало военно-политическому союзу между Германией и Японией. В 1937 году к пакту присоединилась и фашистская Италия.
Правительства США, Англии и Франции, несмотря на очевидную военную угрозу со стороны Германии и Японии, проводили политику умиротворения агрессоров, надеясь натравить Гитлера на СССР и тем самым избежать столкновения с Германией.
Обострение международной обстановки потребовало перестройки работы органов безопасности, от которых требовалось добывать в сложных условиях информацию о секретных военно-политических планах Германии и Японии, а также препятствовать заброске и деятельности на территории государства разведывательно-диверсионных групп противника.
В предвоенный период в результате принятия экстренных мер по укреплению внешней разведки удалось создать достаточно мощный и надежный разведаппарат. За рубежом действовало 45 "легальных" и 14 нелегальных резидентур. В отдельных странах (Германия, Англия, Франция) наряду с "легальной" резидентурой действовало от 2 до 4 нелегальных резидентур.
Основной удар в плане ведения борьбы с разведывательно-диверсионной и террористической деятельностью спецслужб противника приняли на себя органы НКГБ СССР и военной контрразведки. На советско-германском фронте им пришлось столкнуться, прежде всего, с подразделениями Абвера — военной разведки и контрразведки фашистской Германии. Еще в мае 1941 г. на территории оккупированной фашистами Польши был развернут для руководства разведывательно-подрывной деятельностью на будущем Восточном фронте специальный орган Абвера, носивший условное наименование "Штаб Вали". Изготовившимся для нападения на Советский Союз армиям и корпусам вермахта были приданы абверкоманды и подчиненные им абвергруппы.
Трудно представить каких результатов добились бы органы безопасности и Красная армия без выдающегося советского разведчика Рихарда Зорге, известного также под псевдонимом "Рамзай".
Будущий великий разведчик, двойной агент Германии и СССР, Рихард Зорге родился 4 октября 1898 года в Баку. Отцом его был немецкий инженер Адольф Зорге, матерью — русская женщина Нина Степановна Кобелева. В семье Зорге было 9 детей.
В конце XIX века обширное семейство уехало из России в Германию. Поселились в пригороде Берлина. В 1914 году Рихард вступил добровольцем в немецкую армию и принял участие в Первой мировой войне. На полях сражений был трижды ранен, остался хромым на всю жизнь. За проявленную храбрость удостоился Железного креста.
После демобилизации Зорге поступил в университет Гамбурга — на факультет политологии. Вскоре успешно защитил докторскую диссертацию. В 1919 году Рихард сблизился с немецкими коммунистами, через некоторое время вступил в Компартию.
В 1924 году он и оказался в СССР, выполняя партийное поручение. Но тут судьба Зорге совершила резкий поворот. Молодой коммунист был завербован внешней разведкой РККА и скоро стал советским гражданином. Пять лет отработав в резидентуре, Зорге по линии Коминтерна был направлен в Китай. В Поднебесной он отвечал за организацию оперативной разведдеятельности и создание сети осведомителей. А еще в Москве Зорге познакомился с Екатериной Александровной Максимовой, которая впоследствии стала его женой. В марте 1925 года Хамовнический районный комитет ВКП(б) принял Зорге в Коммунистическую партию Советского Союза.
В 1933 году под "крышей" удостоверения корреспондента влиятельных немецких газет "Бёрзен курьер" и "Франкфуртер цайтунг" Зорге прибыл в Японию. Через два года "корреспондент" получил официальное разрешение советской разведки работать и на немцев. Так Зорге стал двойным агентом. В Токио его стабильно считали убежденным нацистом, сотрудником Абвера, хотя японская разведка никогда не отличалась детской наивностью. До начала Второй Мировой войны, между тем, оставалось всего четыре года… Разведданные от агента под кодом "Рамзай" потекли через Шанхай и Владивосток в Москву.
Одной из самых больших "шпионских" побед Зорге было установление точной даты нападения фашистов на СССР и определение точного числа немецких дивизий, готовых атаковать западные границы Советского Союза.
28 декабря 1940 года "Рамзай" радировал:"На германо-советских границах сосредоточено 80 немецких дивизий. Гитлер намерен оккупировать территорию СССР по линии Харьков — Москва — Ленинград…".
По совету Рихарда Отт сделал запрос относительно сроков нападения на СССР. Пришел недвусмысленный ответ: "Гитлер планирует вторжение в Россию на май 1941 года!".
6 мая "Рамзай" сообщает:"Германский посол Отт заявил мне, что Гитлер исполнен решимости разгромить СССР. Возможность войны весьма велика. Гитлер и его штаб уверены в том, что война против Советского Союза нисколько не помешает вторжению в Англию. Решение о начале войны против СССР будет принято Гитлером либо в этом месяце, либо после вторжения в Англию".
21 мая новое сообщение: "Прибывшие сюда из Германии представители Гитлера подтверждают: война начнется в конце мая. Германия сосредоточила против СССР 9 армий, состоящих из 150 дивизий".
Накануне 22 июня, Зорге передал сообщение, называвшее верные сроки немецкого удара. Но до этого несколько раз сроки назывались ошибочные, но ошибочными они были в силу строжайших мер конспирации, заключавшихся в том, что информация о планах наступления постоянно менялась.
Зорге не смог предотвратить внезапность удара 22 июня. Но это было не в его силах. В той сложнейшей геополитической игре мая-июня 1941 года Сталин лично занимался "игрой". И Гитлеру удалось ввести Сталина в заблуждение.
Но этого донесения о наступлении в Ставке как будто не слышали. Зорге был на грани отчаяния. "Произошла какая-то чудовищная ошибка!", — сокрушался разведчик, когда 22 июня 1941 года его "пророчество" фатальным для страны образом сбылось.
Второй шанс оценить профессионализм "Рамзая" командованию выпал через пару месяцев. Зорге сообщал в Ставку, что Япония до конца 1941 года и в начале 1942 года не выступит против СССР, чем избавит Сталина от изнурительной войны на два фронта. К этому донесению Зорге уже прислушались: Ставка смогла без особого риска снять с восточных границ страны 26 свежих, хорошо обученных сибирских дивизий и перебросить их на Западный фронт, под Москву, предотвратив захват гитлеровцами нашей столицы.
"Рамзай" продолжал мастерски водить за нос и нацистов, и японцев. Несмотря на то что некоторые его донесения были перехвачены японскими спецслужбами, они никакими силами не смогли их дешифровать или хотя бы установить местонахождение передающей станции. А она работала под самым носом, в пригороде Токио.
Осенью 1941 года он написал в Центр телеграмму: "Дальнейшее пребывание в Японии бесполезно. Поэтому жду указаний: возвращаться ли на Родину или выехать в Германию для новой работы? Рамзай". Однако отправить послание Зорге, к сожалению, не удалось. Знакомая артистка кабаре, совмещавшая танцы с деятельностью в японской контрразведке, выдала советского агента властям.
Рихарда Зорге и его помощников арестовали 18 октября 1941 года. Разоблачение шпиона противника было расценено японцами как огромная удача. За проведение операции высшие ордена получили сразу 32 сотрудника тайной полиции!
Однако, следствие по делу "Рамзая" затянулось на несколько лет. Разведчик Рихард Зорге был интеллектуалом, а не киллером, — он умело заметал следы, никого не убивая, действуя как дипломат и политик.
На допросах Зорге повторял: "Я и моя группа прибыли в Японию вовсе не как враги. К нам никак не относится тот смысл, который вкладывается в обычное понятие "шпион". Лица, ставшие шпионами таких стран, как Англия или Соединенные Штаты, выискивают слабые места Японии с точки зрения политики, экономики или военного дела и направляют против них удары. Мы же, собирая информацию в Японии, исходили не из таких помыслов… Центр инструктировал нас в том смысле, что мы своей деятельностью должны отвести возможность войны между Японией и СССР".
Далее годы следствия. Пытки. Его молчание. И казнь через повешение.
В 10.20 7 ноября 1944 года в токийской тюрьме "Сугамо" под ногами Рихарда Зорге раскрылся люк…
Его тело было погребено в тюремной братской могиле. Ныне прах легендарного разведчика покоится на кладбище Тама в токийском пригороде Футю.
Правительство СССР в течение 20-ти последующих лет не признавало Рихарда Зорге своим агентом. И только благодаря Н. Хрущеву, случайно увидевшему фильм И. Чампи, посвященный этому человеку, его заслуги перед страной получили широкую огласку. Звание Героя Советского Союза Рихарду Зорге было присвоено посмертно 5 ноября 1964 г. С этого момента его имя становится широко известным народным массам.