ЦХИНВАЛ, 1 дек — Sputnik, Фатима Плиева. Фамилия Козаевых подарила Осетии двух народных художников — имена братьев Заура и Ушанга известны далеко за пределами их родины. Любовь к кисти им привил их отец Алексей. Он был художником-самоучкой, работал учителем, а свободное время посвящал рисованию. Братья выбрали свой творческий путь, будучи еще юными, и подняли свое мастерство до больших высот.
В советское время художественное училище имени Махарбека Туганова считалось очень престижным заведением. Его признавали лучшим во всем Советском Союзе после училищ Москвы и Санкт-Петербурга. Свое восхождение на творческие высоты братья Козаевы начали именно отсюда.
Старший из братьев Заур решил получить профессиональное художественное образование и поступил училище. Позже волею судьбы он стал его директором, здесь Заур работает уже более 30 лет.
"Наше училище в то время было настоящей кузницей художников. После его окончания я получил высшее образование в Грузии, на архитектурном факультете и вернулся в Цхинвал", — рассказывает Заур.
После учебы он начал работать в краеведческом музее. В то время в Южной Осетии не уделялось особого внимания архитектуре, поэтому все свое время он посвящал изобразительному искусству. Позже устроился преподавателем в художественное училище, еще через некоторое время Заур возглавил это учебное заведение, он работает здесь по сей день.
Стены его кабинета увешаны дипломами учащихся, которые они привозят со всевозможных конкурсов. Заур считает, что талантов от природы не там много, они рождаются раз в столетие, но Осетия всегда была горда такими людьми. Художник говорит, что и сегодня в Осетии растет способное поколение, а большинство выпускников училища каждый год становятся студентами лучших вузов России.
Его сердце радуется тому, что у училища есть свое здание, где созданы хорошие условия для студентов. Но иногда учебное заведение ощущает нехватку красок и других учебных материалов.
Из собственных работ у Заура уже ничего не осталось, да и краски и кисть он в последнее время берет в руки нечасто. Но были времена, когда день и ночь для него сливались воедино, и он творил и творил новые картины. Но сегодня от них остались лишь фотографии — все, над чем работал Заур всю свою, жизнь превратилось в пепел, когда во время войны в 90-х годах грузины сожгли художественные мастерские в Цхинвале.
"Тогда сгорело более 80 моих картин. И лишь несколько из них сохранилось на снимках. После этого я долгое время не мог взяться за работу. Я много дней и ночей проводил у мольберта. Мои друзья даже подшучивали надо много, говоря, что так я сойду с ума как Ван Гог", — вспоминает Заур.
Последующие свои работы художник подарил Национальному музею.
Ушанг младше своего брата на девять лет. Когда пришло время выбирать будущую профессию он, недолго думая, избрал для себя любимое занятие всей семьи и занялся творчеством.
"Когда Ушанг оканчивал школу, я старался обратить его внимание на разные профессии, однако ни к одной из них он не проявил интереса. Но когда я заговорил о живописи, он проявил совершенно другую реакцию. Позже он также поступил в Цхинвальское художественное училище", — рассказывает старший брат.
После окончания училища Ушанг решил не продолжать обучение в вузе. Заур считает, что такое решение сказалось на его почерке, как художника, потому что обучение в вузе затормозило бы его саморазвитие и поиск собственного стиля.
"А так он очень много над собой работал, часто бывал во Всесоюзном доме художника "Сенеж". Там он сделал большие шаги в своем творчестве", — говорит Заур.
Сегодня Ушанг Козаев по праву считается одним из самых видных осетинских художников, его картины хранятся не только в музеях, но и частных коллекциях. Его персональные выставки открываются в Москве, Санкт-Петербурге, Гамбурге, Токио, Пекине, Мадриде, Цхинвале Владикавказе, и многих других городах.
Несмотря на внешне угрюмый вид, Ушанг, по словам брата, на самом деле очень добрый и впечатлительный человек.
"Посмотрев на него, можно подумать, что этого человека ничего не может тронуть. Однако от критики своих работ он мог потерять веру в себя и терял интерес к творчеству. В такие моменты я старался его приободрить и через некоторое время он успокаивался", — вспоминает Заур.
Он говорит, что многие не понимают работы Ушанга, их смысл и содержание, "но у него есть свой узнаваемый стиль и почерк".
"Большинство работ Ушанга относятся к абстракционизму, но вместе с тем в них можно заметить некое пророчество, предчувствие. До начала войны в Южной Осетии в его картинах было много "кровавых" элементов — окровавленная детская рубашка, следы от раны и тяжелые минуты войны. А трагедия в Кармадонском ущелье ему приснилась до того, как это произошло", — говорит художник.
Народный художник Южной Осетии, заслуженный художник России и Северной Осетии, член-корреспондент Российской академии художеств Ушанг Козаев проявил себя и во время защиты республики от грузинской агрессии. Он — активный участник боевых действий в 90-х годах прошлого столетия и кавалер высшей воинской награды Южной Осетии — ордена Уацамонга.
Из работ отца не сохранилась ни одна, но его сыновья внесли весомый вклад в развитие изобразительного искусства Южной Осетии.
И, несмотря на то, что имя одного из братьев — Ушанга Козаева — более известно в мире, графические и иконописные работы Заура завоевали сердца многих людей.