ЦХИНВАЛ, 21 ноя — Sputnik, Мария Котаева. В Цхинвале вспоминают события 27-летней давности, когда грузинские националисты под предлогом проведения "мирного митинга" пытались прорваться в столицу Южной Осетии, но были остановлены у въезда в город.
Горстка цхинвальских парней, взявшись за руки, встала "живой цепью" перед вооруженными боевиками. Позади них виднелся нескончаемый поток автобусов (более 400) с агрессивно настроенными людьми. Непосредственные участники тех событий в понедельник вспомнили, как все это было.
Круглый стол начался с показа документального фильма — с кадрами того, как 23 ноября 1989 года на въезде в Цхинвал собрались жители Цхинвала, не давая пройти грузинским вооруженным боевикам в город. Их сопровождали функционеры Компартии Грузинской ССР, настроенные не менее националистично.
Дорогу огромной толпе преградили около десятка молодых ребят, которые, взявшись за руки, перекрыли дорогу и остановили многотысячную колонну.
Весть о "гостях" мгновенно облетела Цхинвал и горожане стали стекаться к месту противостояния, но все то время, пока там не собрался почти весь город, ребята не дрогнули и не пропустили националистов в Цхинвал. Они понимали, что их могли просто растоптать, убить, но сила духа и эта беспримерная смелость остановила даже агрессивную толпу.
"Мы с парнями были около старого моста. Мимо проезжала старая "шестерка", встревоженный водитель которой высунулся в окно, и сказал, что он видел, как к Цхинвалу едет колонна грузин, и конца ее не видать. Мы быстро пошли в сторону въезда в город. Там еще были ребята. Со стадиона вынесли прутья и куски труб, ими мы и вооружились. Завидев колонну, мы понимали, что никак не можем противостоять, и просто взялись за руки и перекрыли дорогу", — вспоминает один из тех ребят Ацамаз Харебов.
Другой участник "живой цепи" Василий Джуссоев оттолкнул генерала грузинского МВД Шота Георгадзе, который подошел вплотную к ребятам.
"Он шел прямо на нас, делая вид, что не замечает ребят и подошел в упор. Я оттолкнул его от себя. Он сказал, что он — генерал Шота Георгадзе, и у него приказ провести митинг в Цхинвале, и спросил, на каком основании его не впускают. Я ответил ему, что я — Василий Джуссоев, и ни шагу назад не отступлю", — вспоминает он.
Экс-депутат югоосетинского парламента Бала Бестауты вспоминает, что тогда он только недавно вернулся из армии. Услышав о событиях на окраине города, он с друзьями пошел "встречать" грузинскую колонну.
"Когда мы пришли туда, из-за толпы ничего не было видно. Со мной были мои друзья — Тарзан Кокойти, Темо Гаглоев, Алан Джигкаев. Мы пробрались вперед, и в каком-то споре с одним из грузин начали с ним разбираться на громких тонах, потом в ход пошли руки, и тот порвал мою любимую куртку", — вспоминает Бестауты.
Спустя какое-то время стало понятно, что колонне националистов не прорваться в город и "мирный митинг" не состоится. Простояв два дня, они вернулись обратно, а тот день, когда молодые ребята не пропустили боевиков в город, стал началом борьбы за независимость.