ЦХИНВАЛ, 17 ноя — Sputnik. Российскому бизнесу ситуация в Южной Осетии более понятна, чем в Абхазии, где все еще небезопасно и нет гарантий политической стабильности, сказал Sputnik генеральный директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин.
Представители Южной Осетии приняли участие в Абхазо-российском деловом форуме, на котором рассказали об инвестиционном потенциале республики.
По мнению Лепехина, выставка, которую представители Южной Осетии показали на деловом форуме, была достаточно конкретной, по крайне мере, в информационном смысле.
Он считает, что Южная Осетия опережает Абхазию по формированию делового климата и во многом это объясняется тем, что она более мобильная, ее территория меньше и "там все более-менее понятно".
"В Абхазии, во-первых, нет реестра государственного имущества, многое заброшено и там все сложнее организовать. Кроме того, стабильность в республике ниже, чем в Осетии, где все более консолидировано. В Абхазии даже летом еще была попытка провести референдум, поэтому она движется более медленно", — сказал эксперт.
Он отметил, что ему не довелось изучить нормативную базу Южной Осетии в инвестиционной сфере, но считает, что российскому бизнесу ситуация в республике более понятная, чем в Абхазии, где пока небезопасно и нет гарантий политической стабильности.
"Понятно, что в Южной Осетии ресурсов меньше и непонятно, как легализовать крупные проекты. Например, можно построить тот же гостиничный комплекс, но какова будет его наполняемость не ясно. То же самое касается и размещения производства — это сделать можно, но достаточно ли будет трудовых ресурсов", — отметил он.
Эксперт считает, что локомотивом для Южной Осетии может стать использование природной уникальности.
"Например, Грузия поднялась на туризме, использовав для этого всего две вещи — все русские знают грузинскую кухню, и второе — виды красивейших храмов. Вот народ и потянулся. Осетии, на мой взгляд, тоже нужно придумать два культурных мероприятия — например, культурный фестиваль, пусть небольшой, и самое главное — это туристические проекты. Может сперва он привлечет 20 человек, потом 50, но это может стать хорошим пиар-ходом, который покажет республику, как уникальное климатическое и географическое место", — пояснил Лепехин.
По мнению эксперта, на первом этапе можно было бы разработать туристические маршруты по самым красивым ущельям, чтобы создать механизм привлечения людей и занять свою нишу в экологическом туризме. Таким образом, республика становится интересным местом и инвестор туда потянется, активизируется торговля и гостиничный бизнес, "потом можно подумать и о производстве".
"Например, заняться заготовкой горных трав. Может получиться такая рекреационная зона со своей спецификой. В любом случае, надо использовать свои особенности", — добавил он.