ЦХИНВАЛ, 16 ноя — Sputnik, Дзерасса Биазарти. Монументальная скульптура Сосланбека Едзиева "Зайлагмар Уастырджи" на горе Хурхор в Северной Осетии и уникальный дом скульптора в селении Синдзикау могут стать частью паломнического маршрута для православных христиан.
В преддверье главного общенационального праздника — недели, посвященной Святому Георгию (Уастырджи къори) — епископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил поездку к одному из самых удивительных священных мест в Осетии — горе Хурхор.
Расположенная у входа в Дигорское ущелье, возле селения Синдзикау, гора Хурхор считается святым местом, здесь находится древнее святилище Уастырджи. А в 1942 году великий осетинский скульптор Сосланбек Едзиев создал на вершине горы одно из самых замечательных своих творений — монументальную композицию "Зайлагмар Уастырджи".
Вырубленное в огромном валуне объемное изображение святого Георгия, поражающего змея, — это памятник победе в Великой Отечественной войне. Удивительно, что скульптор создавал его в 1942 году, в то время, когда во всю шли кровопролитный бои под Владикавказом, село Синдзикау находилось в оккупации, и надежда на победу была более чем призрачна. До завершения войны оставалось целых три года.
Известно, что Сосланбек Едзиев обладал даром предвидения, скульптору чудесным образом открывалось будущее и памятник "Зайлагмар Уастырджи" — одно из таких откровений, запечатленных в камне. Очевидно, это единственный, уникальный памятник Великой Победе, созданный заблаговременно, заранее, как предзнаменование.
К вершине горы Хурхор епископ Владикавказский поднялся в сопровождении автора книги о Сосланбеке Едзиеве, историка, культуролога Кромвеля Биазарти. В 70-х годах прошлого столетия, изучая и собирая наследие Едзиева, историк также собрал и записал воспоминания людей, общавшихся с Едзиевым.
"Старик, знавший Сосланбека лично, резчик Дауки, рассказывал мне, что скульптору, задумавшему свою композицию, во сне явился сам Уастырджи и благословил его на создание памятника Победе, после чего, по словам Едзиева, работа над монументом пошла легко и скоро, "камень стал податлив как масло", — рассказал Биазарти.
По словам епископа Леонида, монументальная композиция произвела на него большое впечатление. Образ Уастырджи — Святого Георгия, побеждающего змия, показался ему близким изображениям коптских художников, созданных в первые века христианства. Та же простота, та же искренность, доброта и вера, присущие наивному искусству.
Однако, сегодняшнее состояние памятника "Зайлагмар Уастырджи" вызывает огромное беспокойство. Монумент разукрашен масляной краской, в цвета, совершенно не соответствующие первоначальному замыслу художника. Накрытый глухим навесом, не пропускающим солнечный свет, памятник сыреет, покрывается мхом и разрушается. В плачевном состоянии находится и пустующий дом-музей Сосланбека Едзиева, с уникальными рельефами.
Владыка выразил возмущение состоянием дома Едзиева и отметил, что и монумент на горе Хурхор, и дом скульптора должны быть непременно включены в паломнический маршрут по Осетии.
"По дому Едзиева я буду вести переговоры с руководством республики и федеральными ведомствами. Нельзя безучастно смотреть, как погибает наше национальное достояние. Со своей стороны, я приложу все усилия для исправления ситуации", — сказал владыка Леонид.
Сосланбек Едзиев — выдающийся осетинский скульптор, представитель наивного искусства. Искусствоведы называют его "предтечей" современной осетинской скульптуры. Сегодня часть наследия Едзиева хранится в фондах Художественного музея имени Махарбека Туганова.
Усилия сотрудников музея, искусствоведов, все эти годы не находили ни отклика, ни реальной помощи со стороны властей и меценатов. Наследие Едзиева было востребовано лишь на словах и в картинках. Как итог — изуродованный строителями дом скульптора и безвозвратно утерянная значительная часть бесценного наследия Сосланбека Едзиева. Многие каменные цырты (надгробия) на старинных кладбищах в селениях Ход и Синдзикау утрачены полностью, другие разрушаются под открытым небом.
Уже очевидно, что интерес епископа Леонида к осетинской культуре не меньший, чем его внимание к состоянию действующих на территории республики храмов. Желание увеличить поток паломников в Осетию-Аланию подкреплено намерением создать серьезную программу посещения ими не только действующих аланских монастырей и соборов, но и культурных памятников, связанных с историей христианства. Предполагается участие Владикавказской и Аланской епархии в их восстановлении, реставрации совместно со светскими организациями, заинтересованными в сохранении аланского наследия.
Если епископу, который возглавляет Аланскую кафедру всего несколько месяцев, удастся осуществить заявленное, это станет не только серьезным событием, но и уроком всем тем, кто, располагая властью и средствами, все эти годы равнодушно смотрели, как исчезает историческое и культурное наследие осетинского народа.