Засекретились: почему американцы закрывают избирательные участки

© lebed.comМаксим Соколов
Максим Соколов - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Предположение, что российские дипломаты собирались как-то вмешиваться в ход голосования на президентских выборах в США, представляется крайне маловероятным, замечает Максим Соколов.

Максим Соколов, для МИА "Россия сегодня"

В наше время, когда так называемые "фэйки", а по-старому — "утки", встречаются в СМИ сплошь да рядом, официальные сообщения дипломатических миссий являются каким-то оазисом правдивости.

Разумеется, порой посольства, повинуясь инструкциям, настаивают на том, что некоторое событие не имело места, а еще чаще предлагают свою интерпретацию событий, высказываний, etc. Такая уж работа у дипломатов. Но в пускании откровенных уток, то есть в придумывании событий посольства пока что не были замечены. Можно сравнить речевую активность знаменитой Дженнифер Псаки времен ее службы официальным представителем Госдепа и официальные заявления посольства США в Москве, неизмеримо более аккуратные. То же и посольствами других держав, в том числе и с российскими.

Здание посольства России в Вашингтоне - Sputnik Южная Осетия
США грозят уголовными делами посольству РФ за наблюдение за выборами

В свете вышесказанного совсем интересно официальное заявление посольства России в США. После того, как русская дипмиссия проявила интерес к "изучению американского опыта в сфере организации и проведения выборов", и "обратилась в несколько местных избирательных комиссий", ответ был не сказать чтобы радушным.

"К сожалению, по большей части мы получили отрицательные ответы вплоть до угроз, что наш интерес и появление на избирательном участке могут рассматриваться как уголовно преследуемое деяние. Из прессы же мы узнали, что некоторые местные власти, к которым мы обращались, свое отрицательное решение согласовывали с федеральными ведомствами, в отличие от того, что в Администрации говорят сейчас о самостоятельности принятия решения в штатах".

Затем в МИД РФ уточнили, что уголовным преследованием пригрозили власти Оклахомы, Техаса и Луизианы.

Инициатива властей отдельных штатов интересна в ряде отношений.

Во-первых, до сих пор внешняя политика, включая дипломатические отношения, считалась исключительной прерогативой федерального правительства. Статья 1, отдел 10 Конституции США гласит: "Ни один штат, без согласия конгресса, не имеет права… входить в соглашение или в договор с другим штатом, или с иностранной державой, или начинать войну, за исключением того случая, если он подвергается иностранному нашествию, или ему грозит опасность, не допускающая проволочек".

М.В.Захарова - Sputnik Южная Осетия
МИД: недопуск наблюдателей от РФ учтут при оценке хода выборов в США

Поскольку визит российских дипломатов на оклахомский избирательный участок трудно считать иностранным нашествием, а равно и опасностью, не допускающей проволочек, создается впечатление, что некоторые штаты существенно превышают свои полномочия. Или уж тогда надо объявить, что иностранные державы должны заключать отдельные договоры о дипломатических сношениях с Луизианой, Оклахомой и Техасом.

Во-вторых, Венская конвенция о дипломатических сношениях указывает (ст. 31), что "дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания". Поэтому говорить об уголовном преследовании работников российской дипмиссии юридически неграмотно. Максимум, что можно сделать — это решением государства пребывания, т. е. США, объявить их persona non grata. Причем опять же это компетенция федерального правительства США.

В-третьих, запрет на посещение избирательных участков в отдельных штатах противоречит ст. 26 той же конвенции — "Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем сотрудникам представительства свободу передвижения по его территории".

Действительно, в годы предыдущей холодной войны и СССР, и США существенно ограничивали передвижение дипломатов противной стороны по своей территории.

Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон - Sputnik Южная Осетия
Клинтон не смогла ответить на вопрос о своих успехах в политике за 30 лет

Если США желают возобновить эту практику (которая вряд ли обойдется без симметричных мер со стороны России) — они в своем праве. Но опять же это компетенция федерального правительства.

Это не говоря о главном: что вообще дурного и даже уголовного в посещении иностранным дипломатом избирательного участка страны пребывания? "Выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства" (Венская конвенция, ст. 3, п. 1d) входит в число общепризнанных функций дипломатического агента. А выборы президента США — довольно важное событие.

Предположение, что российские дипломаты собирались как-то вмешиваться в ход голосования — например, производя агитацию на участке, подкупая избирателей, мешаю подсчету голосов etc., — представляется крайне маловероятным.

Действительно, в конце 50-х годов на Гаити, где тогда правил Франсуа Дювалье (Папа Док) был зафиксирован случай, когда сотрудники американской миссии посетили избирательный участок и, весело смеясь, стали пачками совать бюллетени в урну. Но и Папа Док — специфический случай, и особые отношения Гаити и США тоже отличались изрядной спецификой. США все-таки не банановая республика, а Россия никоим образом не является Большим Братом, представителям которого в США все позволено.

Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон - Sputnik Южная Осетия
Опрос: Трамп и Клинтон сравняли позиции в президентской гонке

Скорее следует учесть такой фактор, как наружное наблюдение. Отношения России и США таковы, что дипломатов откровенно пасут, в стране пребывания все они находятся под бдительным наблюдением. В такой ситуации заниматься коварными подговорами и наказуемыми проделками — как власти отдельных штатов это себе представляют?
Возможно, такая иррациональная, и при том противоречащая всем и всяческим законам нервозность связана с общим специфическим настроем президентских выборов 2016 года.

Американские политики сами себя напугали рассказами о российском вмешательстве в ход выборов, а тут еще поддал жару кандидат Трамп, отказавшийся дать обещание признать итоги выборов, какими бы эти итоги ни были. 19 октября на дебатах в Лас-Вегасе, на такой вопрос модератора Трамп отвечал лишь: "Когда придет время, посмотрим". То есть не исключил, что фирменный прием продвижения демократии, т. е непризнание итогов выборов, может быть применен и в самих США.

Тут занервничаешь и начнешь поступать неразумно.

Здание Министерства иностранных дел Российской Федерации - Sputnik Южная Осетия
Россия приготовила для США несимметричный ответ на санкции

Вообще, к самой идее иностранного наблюдения за выборами можно относиться по-разному. Можно, как это делает практикующая в России НКО "Голос", считать, что "Иностранные наблюдатели являются желанными для всех общественных организаций, заинтересованных в честных выборах или референдуме". Можно держаться и обратного воззрения: если граждане страны в целом удовлетворены избирательным процессом и признают итоги выборов, то дело иностранцев — сторона. "Не твоя печаль чужих детей качать".

Но проблема в том, что как раз власти США испытывают потребность качать чужих детей, где бы эти дети (то есть новоизбранные парламенты и правительства) ни появились на свет. Госдепартамент США строго, но справедливо оценивает выборы, где бы они ни происходили.

При такой склонности к качанию чужих детей стоило бы спокойнее относиться к посещению российскими дипломатами американских избирательных участков. А то нынешняя картина производит совсем комическое впечатление.

Лента новостей
0