ЦХИНВАЛ, 21 окт — Sputnik, Мария Шелудякова. В четверг в Центре Льва Гумилева в Москве происходили настоящие чудеса — пламя свечи разгоралось под звуки осетинских молитв, а стол ломился от осетинских пирогов, причем не обычных, а обрядовых — с сыром.
Культуролог Тамерлан Козаев в разговоре с корреспондентом Sputnik скромно назвал себя не краеведом, а "искателем опыта", который "присматривается к людям", чтобы понять мироустройство. Встречу, посвященную осетинским обрядам, он начал с "ободряющего" утверждения: "Легче вас убить, чем все рассказать". И это на самом деле так. К счастью для всех, убивать никого не пришлось — наоборот, гостям Центра не только позволили прикоснуться к древнему знанию, но и досыта накормили пирогами.
В последнее время осетинских краеведов все чаще приглашают на подобные встречи в Москве. Центр Льва Гумилева попросил специалистов показать осетинскую ритуальную систему, однако, признались культурологи, неподготовленный человек сходу ритуалы не поймет. Наблюдая за подобными обрядами, осетины впитывают это знание с самого детства. Культуролог надеется, что гости "получили представление" и отказались "от ошибочных представлений", это и было целью встречи.
Долг осетин — спасти мир
"Перед осетинами в настоящее время стоит непростая задача!", — воскликнул Козаев. По его глубокому убеждению, народ несет в своем языке и культуре истинное знание о мире, которое неминуемо забудется, если об этих истинах не напоминать.
Русские, уверен культуролог, также были носителями этого знания, но христианская религия "заставила забыть". Осетию же христианство коснулось в меньшей степени — и древнее знание живо.
Козаев подчеркнул, что подобные обряды позволяют соприкоснуться с иными сферами. Традиции эти уходят в прошлое, когда предки-кочевники жили на земле Асов. За пределы Осетии знания о сакральном не распространялись, и только теперь завеса начинает приподниматься.
"Научный мир несет ложь, и наш долг помешать распространению лжи. Людям навязывается совершенно иное мировоззрение, не соответствующее реальному положению вещей", — рассказал он.
"Человечество продолжает развиваться по пути технического прогресса, и это неплохо, но не надо превращаться в биороботов. Существует только один правильный путь — путь духовности, самопознания и изучения мира, — рассказал культуролог. — Осетинская религия дает ответы на самые важные вопросы: откуда мы пришли и куда идем, а в ритуалах закодирована информация о мироустройстве".
Развитие человечества пошло по неправильному пути, когда началась подмена ценностей. Изначально было сотворение, но потом, в ходе эволюции, было создание. Теперь создание выше сотворенного. Материальное благо выше духовного. Это и есть та подмена, которая может иметь губительные последствия для всего человечества. Пирамида обрушается. А осетины могут повлиять на ход истории, распространяя древнее знание.
Язычники?
При этом осетин нельзя назвать язычниками — этот термин культуролог Тамерлан Козаев считает оскорбительным.
"Мы никому не поклоняемся, мы молимся в пространство. Идолов никогда не было в Осетии. Верим в творца, ангелов и духов — почитаем их как почитают мать и отца. Даже научное знание отстает от наших религиозных истин. Современный научный мир постепенно уничтожает реальный мир, знания о котором сохранились в нашем языке и обрядах", — воодушевленно произнес он.
Основой мировоззрения осетин стали нартские сказания. По этим преданиям, предки людей пришли на Землю из космоса и считали себя здесь гостями. Мир, в котором мы живем, иллюзорный, а реальный мир не доступен невооруженному глазу. Древнее знание гласит, что человечество произошло от огня и воды — эти две стихии соприкасаются в алкоголе, который обычно на столе во время молитвы.
Осетины молятся исключительно на осетинском языке — только так можно установить контакт с высшими силами. Примечательно, что во время молитвы в Центре пламя "подавало знаки", начиная полыхать с большей силой.
О чем говорят пироги
Действительно, осетинские обряды, как и обряды других народов, наполнены символами, которые несут смысловую нагрузку и дают подсказки об устройстве мироздания — тут ничего не происходит просто так. Отличие от других религий заключается в том, что здесь обыденность, а именно поедание пирогов, переплетается с сакральным, молитвой, и получается, что "каждодневность" осетин наполнена духовностью. К слову, в осетинском языке слова "молитва" и "застолье" совпадают — все молитвы всегда происходили за столом, и каждое действие строго регламентировано, пояснил собравшимся Козаев.
"Первый пирог символизирует творца, который даровал жизнь — самый ценный дар. Также творец создал ангелов, которые хранят человека от неправедных дел — это второй пирог. Третий пирог — символ тела и духа. Духом обладает не только человек, но и все неодушевленные предметы", — рассказал культуролог.
Но не все пироги предназначены для ритуалов. Осетинские пироги в настоящее время превратились в бренд, и это блюдо широко распространилось за пределами Осетии. Большинство "московских" осетинских пирогов нельзя поставить на ритуальный стол, и в их продаже культуролог не видит ничего плохого.
Другое дело — ритуальные осетинские пироги с сыром: "Через эти пироги происходит соединение с высшими силами через теплоту женских рук". Продавать их нельзя, заключил специалист.
Уастырджи и православие
В этот вечер в Центре собрались не только москвичи, интересующиеся наследием Алании, но и представители осетинской диаспоры. По завершении обряда разгорелись жаркие дискуссии — некоторые моменты показались гостям спорными. Москвичей удивило, в частности, утверждение, что большинство жителей Осетии не считают себя православными. Бурное обсуждение также вызвала фигура Уастырджи, одного из героев Нартского эпоса. Кроме того, многие отмечали сходство осетинских верований с индуизмом и сравнивали обряды двух религий. Но стоило раздать присутствующим осетинские пироги, и оживленные споры сразу прекратились.