ЦХИНВАЛ, 12 сен — Sputnik, Мария Котаева. Радик Зассеев в этом году пошел в первый класс школы-интерната. Три недели назад суд ограничил его мать в правах и интернат стал для него и домом и школой. Корреспондент Sputnik навестила мальчика в интернате.
По узким коридорам школы носится загорелая ребятня. Среди множества детей воспитатель ловит за руку несущегося, сломя голову, Радика, он послушно становится у стены и вопросительно смотрит на педагога. Радик — в белой рубашке, черных брюках и синих кроссовках. Он спешит поделиться с журналистом тем, что начал учить буквы, что у него появился друг Леня, и что с утра он успел плотно позавтракать. Радику очень по душе школьные перемены, когда он может порезвиться со своими новыми друзьями. Затем его лицо растянулось в улыбке и он рассказал, что иногда его навещает мама. Слез при упоминании мамы, как это было в первые две недели после разлуки с ней, уже не было.
"Мама ко мне приходит иногда. Сейчас она живет в каком-то доме в селе Тбет. А там у нее нет света в лампочке. У нее сейчас много дел. Ей надо свет отремонтировать и после этого она меня заберет", — рассказывает Радик.
Затем он быстро убегает за своими друзьями и сливается с толпой белых рубашек.
Его мама Марина каждый день приходит к воротам интерната, чтобы краем глаза увидеть сына. Иногда ей все же удается с ним пообщаться. Эти короткие встречи встречают понимание воспитателей. Они стараются закрывать на это глаза, так как слезы матери и ее худой силуэт напротив входа в интернат способны растопить любые сердца.
"Он стал забывать меня. Я и сейчас возвращаюсь из интерната. Каждый день прихожу туда и сижу на скамейке у входа. Я боюсь, чтобы его совсем не отняли у меня", — рассказывает корреспонденту Sputnik Марина.
На днях она прошла симптоматическое обследование в психоневрологическом диспансере, ей выписали ряд успокоительных медикаментов.
"Врачи сказали, что мне надо ехать на обследование и лечение в Северную Осетию. Я поеду, я вылечусь, только бы мне вернули Радика", — говорит она.
По словам уполномоченной по правам ребенка Гульнары Козаевой, Марине позволяют иногда видеться с сыном, однако мальчика ей, скорее всего, не вернут.
"Он недоедал, он не развивался, он ночевал под открытым небом. Мать пренебрегала нормами гигиены. Ей пытались объяснить сотрудники социальных служб, что такими методами воспитывать ребенка нельзя. Она отказывается отдавать его в школу и прививает ему бродячий образ жизни, который она не собирается менять", — рассказала Козаева.
В таких условиях оставлять ребенка нельзя, считает уполномоченная по правам детей, поэтому было принято решение определить мальчика в интернат, а мать направить на психиатрическое обследование.
"У нее проскальзывают фразы о том, что за ней охотятся, что ее хотят убить. В ней — клубок страхов, которые должны исследовать врачи. Здесь ее осмотрели в психоневрологическом диспансере, но ей требуется более углубленное обследование в Северной Осетии", — пояснила Козаева.
По ее словам, если женщина больна, то "лишать родительских прав нет основания, но это есть причина для ограничения ее прав на ребенка".
Радика нельзя полностью ограничивать от общения с матерью Мариной Карсановой, сказала Sputnik психолог коррекционного класса школы-интерната Оксана Гагиева. Специалист рассказала, что в ходе углубленного обследования ребенка она выявила у него задержку в развитии, что она объясняет социальным фактором.
"В семь лет Радик не знает элементарных вещей. Я прошу назвать его какого цвета тот или иной предмет, он не знает, где какой цвет. Розы у него ассоциируются с похоронами и кладбищем. Когда его впервые привела в кабинет психолога воспитатель, он боялся, хватал ее за руку и просил не оставлять его тут. Я очень осторожно подошла к нашему знакомству. На второй раз он уже легко бежал в мой кабинет и сейчас уже вливается в групповые игры с детьми. При комплексной работе педагога, психолога, дефектолога и логопеда он быстро наверстает упущенные знания и адаптируется к социуму. А так он умный ребенок, быстро все схватывает", — рассказывает психолог.
Оксана считает, что ребенка нельзя возвращать на постоянное проживание к матери, так как привычный для нее образ жизни имеет очень негативные последствия на ребенка. Однако, полностью исключать встречи ребенка с матерью также нельзя, считает она.
"Надо, чтобы ребенок общался с мамой. Пока он полностью не адаптировался в интернате, такие встречи, на мой взгляд, возможны раз в две недели, позднее их можно участить. Они пойдут на пользу мальчику. Он поймет, что мама его не бросала и он ей нужен", — сказала психолог.
Когда именно направят Марину на психиатрическое лечение, пока сказать сложно, так как если она не поедет добровольно, то суд должен вынести решение о принудительном лечении.