Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
С 24 августа вооруженные силы Турции проводят военную операцию "Щит Евфрата" против боевиков экстремистской группировки "Исламское государство" (запрещена в России). Сначала в Сирию вошли турецкая танковая рота и подразделения спецназа (при воздушной поддержке коалиции, возглавляемой США).
3 сентября в Сирию дополнительно введены еще около двадцати турецких танков — для зачистки от террористов линии Аазаз-Джараблус и содействия в продвижении на юг Свободной сирийской армии (ССА). К 4 сентября поддерживаемые Турцией сирийские повстанцы отбили у боевиков ИГ 10 деревень.
Такое бывало и ранее, но турецкая бронетехника в приграничных провинциях Сирии не задерживалась. Теперь наблюдаются многодневное постоянное присутствие и рост турецкой войсковой группировки на сирийской территории.
Что это значит для будущего Дамаска, и могут ли турецкие войска вступить в бой с армией сирийского президента Башара Асада или с силами союзников Сирии?
Путь между Сциллой и Харибдой
24 августа армия Турции начала операцию "Щит Евфрата" против террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ) в городе Джараблус на севере Сирии с участием сирийской оппозиции и ВВС международной коалиции.
Джараблус находится рядом с границей Турции. Ранее с его стороны боевики обстреляли из артиллерии турецкий город Каркамыш провинции Газиантеп. И желание турецкого руководства зачистить приграничную территорию от боевиков ИГ по-человечески понятно. Совпадение военной операции "Щит Евфрата" с нормализацией российско-турецких отношений выглядит совершенно не случайным.
Турция начала с артобстрела позиций ИГ в Джараблусе (уничтожены 70 целей). Затем границу Сирии пересекли турецкие танки и части спецназа. За неделю в ходе операции турецких войск на севере Сирии от боевиков ИГ освобождены сотни квадратных километров территории.
3 сентября турецкие танки вошли в сирийскую провинцию Алеппо.
5 сентября премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил, что все террористические организации оттеснены от сирийско-турецкой границы на 91-километровом участке от Аазаза до Джараблуса. И после этого турецкие войска вряд ли вернутся в пункты постоянной дислокации. Многоходовая партия только начинается.
Накануне Анкару посетил вице-президент США Джо Байден, который подтвердил, что американцы обеспечат поддержку с воздуха во время военной операции в Джараблусе.
США, как никто другой, заинтересованы в широкомасштабном военном вторжении Турции в САР, где американцы понесли огромные репутационные потери. Одновременно ведущие западные государства не поддержали план Турции о "зоне безопасности" в Сирии.
То есть Вашингтон и Анкара не в полной мере согласовывают свою стратегию в Сирии с партнерами по западной коалиции. Возможно, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган координирует свои действия с союзниками Асада. Время покажет, как далеко зайдут турецкие войска. Полагаю, в боестолкновениях с армией САР турецкий президент совершенно не заинтересован.
А пока в Дамаске действия Анкары называют нарушением суверенитета САР. МИД России выступил за координацию действий турецких войск с сирийским руководством. Представитель Министерства иностранных дел Ирана Бахрам Касеми призвал Турцию приостановить проведение военных операций в Сирии, которые усложняют обстановку в регионе и нарушают территориальную целостность страны.
И всё же эти достаточно сдержанные заявления оставляют свободу для дипломатического маневра. Похоже, Москва не видит в турецких танках серьезной угрозы Дамаску.
Цели и средства
На днях Эрдоган заявил: "Никто не может ожидать, что мы позволим существовать коридору для террористов на нашей южной границе". Вероятно, турецкому президенту можно верить, поскольку цели союзников Асада и турецких войск в данный момент совпадают. Впрочем, стопроцентного совпадения интересов всех сторон конфликта не может быть в принципе.
Возвращение контроля над границей означает, что экстремистские группировки, отступления которых добилась Анкара, не смогут более получать оружие и подкрепление через сирийско-турецкую границу. При этом Анкара считает террористами не только боевиков ИГ, но и курдских ополченцев, которых поддерживает коалиция под руководством США.
Турецкие власти стараются снизить влияние курдов в приграничных районах на севере Сирии. Основанный сирийскими курдами "Демократический союз", который воюет против ИГ, Анкара считает угрозой — союз связан с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана.
Между тем, сирийская правительственная армия успешно наступает в Алеппо и вернула себе несколько важных ранее оставленных позиций. Так, войска овладели комплексом зданий Академии вооружений. Сирийский телеканал "Сана" сообщил о развитии наступления правительственных войск в районе Алеппо для полного окружения города, 250 тысяч жителей которого находятся в кварталах, захваченных боевиками ИГ.
Город Джараблус перешел под контроль оппозиционной Свободной сирийской армии, бойцы которой при поддержке турецких танковых подразделений также взяли под контроль около 10 деревень на севере провинции Алеппо. Фронт турецкого вторжения в Сирию приблизился к городу Манбидж, который контролируют сирийские курды.
Обстановка остается сложной. И все же, имея в виду членство Турции в НАТО, можно заметить, что даже противник может выполнять функции союзника России в рамках реальной геополитики. И существующая Турция для России важнее не существующего пока Курдистана.
Влияние России и США
В июле госсекретарь США Джон Керри привез в Москву американские предложения по отводу сил сирийской армии в районе Алеппо с целью доставки в город гуманитарной помощи. Двустороннее соглашение о прекращении военных действий в Алеппо могло быть объявлено на саммите G20 в китайском городе Ханчжоу, однако было отложено.
Встреча президентов России и США на полях "Большой двадцатки" в Китае, по словам Дмитрий Пескова, пресс-секретаря российского президента, "прошла хорошо".
И все же ранее Барак Обама отметил, что США скептически относятся к возможности заключения соглашения с Россией по вопросу о прекращении войны в Сирии. Между сторонами остаются серьезные разногласия об алгоритмах завершения гражданской войны в Сирии, о статусе оппозиционных группировок, о будущем страны. А могло ли быть иначе?
Возможно, эмоциональная неудовлетворенность американской стороны вызвана умелой дипломатией России, которая использует неудавшийся военный переворот в Турции для ренессанса взаимовыгодного сотрудничества Москвы и Анкары — вопреки воле США.
Россия остается главнейшим игроком в Сирии и важнейшим партнером большинства стран Ближнего Востока. И, как вишенка на торте, попутный позитив — 5 сентября Россия и Саудовская Аравия договорились о мерах стабилизации рынка нефти.