ЦХИНВАЛ, 29 авг — Sputnik, Фатима Плиева. Житель села Прис Леван Туаев в результате многолетней агрессии Грузии потерял самое дорогое — рядом больше нет его супруги и единственного сына. Война разрушила дом, который он строил почти всю жизнь. Леван знает, что жену и сына уже ничего не вернет, но потеряв надежду и на то, что его дом, восстановят, сердце его ожесточилось. Старик уже восемь лет живет в доме соседей.
Когда поднимаешься на небольшую гору в селе Прис, Цхинвал виден как на ладони. Это очень удобная позиция для обстрелов, поэтому враги в первую очередь всегда старались захватить именно эту высоту и жители села первыми принимали на себя удары агрессора.
Война с Грузией разрушила мирную и счастливую жизнь Левана Туаева. В начале 90-х прошлого столетия, когда в республике уже стало небезопасно, его сын Валерий отвез своего малолетнего ребенка в Северную Осетию. Его схватили на обратной дороге, которая проходила через грузинские села.
"Врагу было достаточно и того, что он — осетин. Его "осудили" на смерть, но этим они не ограничились — до того, как убить, моего сына долго избивали, топили в реке", — говорит старик.
"Но неожиданно спасенная жизнь уже не радовала моего сына, он все время стремился в самое пекло войны. Этот случай серьезно повлиял на его психическое здоровье, и он долго не прожил", — рассказал Леван.
Второй раз беда настигла старика в августе 2008 года. Его семья пряталась от войны в соседнем подвале, им самим тогда удалось спастись и остаться невредимыми, но от двухэтажного дома остались только стены. На время семья разместилась в соседском пустующем доме. Старики жили, не теряя надежду, что их дом, наконец, восстановят, а у единственного ребенка их погибшего сына будет крыша над головой.
"Для моей супруги было большой трагедией потерять дом и все нажитое нелегким трудом. Она каждый день приходила к развалинам нашего дома и, потеряв надежду на его восстановление, повесилась здесь же на старой балке", — рассказывает старик, не в силах сдерживать слезы.
Леван с невесткой и внуком сегодня все еще живет в доме соседа, без всякой надежды на обретение своего жилища. По его словам, несколько лет назад к строительству дома должны были вот-вот приступить, хозяев даже попросили снести старый забор, чтобы строителям было легче привозить и складывать стройматериалы. Старик от радости не мог даже спокойно спать, в нетерпении снова переступить порог собственного жилья. Но эти обещания остались пустыми словами, а люди, подавшие надежду, так больше и не появились.
С этой проблемой в Присе столкнулась не только семья Левана. В селе много разрушенных войной домов, ни один из них не был восстановлен. По словам местных жителей, несмотря на то, что здесь побывало множество комиссий, которые не один раз оценили причиненный ущерб, несмотря на такое же количество обещаний, ни один дом не попал в программу восстановления.
В некогда густонаселенном селе осталось не так много жителей. Они пережили несколько войн с Грузией и, несмотря на то, что село находится от столицы всего в пяти минутах езды, их проблемы долгое время остаются нерешенными. Поэтому число жителей в еще одном прекрасном уголке Южной Осетии с каждым годом становится все меньше и меньше.
"После войны в этом селе не построили и не восстановили ни один дом, как будто они разрушились в какой-то другой войне", — говорит Анна Яралова.
Как свидетельство ее слов, стоят развалины домов, усугубляя и так мрачный вид села. Надежда на то, что процесс восстановления когда-нибудь "доберется" и сюда, тает с каждым днем.
Сельчане страдают и от проблемы водоснабжения и плохих дорог и мечтают о том, что и у них когда-нибудь появится природный газ.
"Газопровод проходит рядом с нами, одни говорят, что его проводят до Ленингорского района, другие — до завода стройматериалов, который здесь неподалеку. А мы живем без газа, когда до города рукой подать. Нет у нас и питьевой воды. У большинства жителей есть фруктовые сады, домашний скот, они обрабатывают свои огороды, этим и живут. Село почти опустело, скоро у нас и соседей не будет", — говорит Анна.
Однако, по словам сотрудника администрации села Ларисы Туаевой, согласно недавней переписи населения, в селе Прис 77 домов, а число его жителей перевалило за 200.