Наивно. Супер

© Sputnik / Лев РыжковВыставка "Наив простой. Наив сложный"
Выставка Наив простой. Наив сложный - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Журналист Sputnik Лев Рыжков побывал на выставке в Галерее А3, которая открылась в рамках ежегодного фестиваля "Южная Осетия". Он посмотрел работы и пообщался с организаторами.

ЦХИНВАЛ, 22 июл — Sputnik, Лев Рыжков. В московской галерее А3 открылась выставка "Наив простой. Наив сложный". В экспозиции представлены работы живописцев и скульпторов Северной и Южной Осетии, объединенные одним общим направлением, имя которому наивность.

Аншлаг на экспозиции

В небольшой галерее в одном из тихих арбатских переулочков было невероятно многолюдно. Посмотреть экспозицию пришли как ценители искусства, так и коллекционеры, арт-критики, а также весьма влиятельные в московской арт-среде тусовщики, одно посещение ими той или иной выставки придает мероприятию модный статус.

Прибыла (и, как говорят, нежданно-негаданно) съемочная группа телеканала "Культура". И это обстоятельство окончательно доказало всем: выставка уже удалась.

"Я даже не ожидал, что столько людей придет, — говорит куратор экспозиции Цопан Гассиев. — Чтобы летом, в июле, пришло столько людей — это большая редкость".

Чем же наивное осетинское искусство привлекло искушенную, видавшую, без преувеличения, всякое московскую публику?

"Осетинскую наивную живопись можно сравнить с "маленькими голландцами", — говорит директор галереи "А3" Виталий Копачев. — В "наивных" осетинских полотнах нет ничего правильно нарисованного с точки зрения академизма, но художник настолько врабатывается в детали, что это превращается в некую абстракцию. Например, всматриваешься в дерево, а оно превращается в какое-нибудь существо".

По мнению галериста-искусствоведа, живопись осетинских художников можно сравнивать еще и с лучшими образцами абстрактного искусства начала прошлого века.

"Тот же Кандинский — это же тоже своеобразное наивное искусство, — говорит Виталий Копачев. — Но у него — немножко другой наив. Не такой, когда люди видят вокруг — горы, лошадей. И что-то им чудится в этой природе. Мы видим то, что человек воспринимает, а не то, что его научили рисовать".

Осетинские Пикассо

Цопан (сын легендарного живописца Хсара Гассиева) рассказывает, что в экспозиции представлены художники, которые, может быть, и не догадывались, что они могут создавать полотна, а просто, по зову души, стали писать картины или "рубить" скульптуры.

© Sputnik / Лев РыжковВыставка "Наив простой. Наив сложный"
Выставка Наив простой. Наив сложный - Sputnik Южная Осетия
1/4
Выставка "Наив простой. Наив сложный"
© Sputnik / Лев РыжковВыставка "Наив простой. Наив сложный"
Выставка Наив простой. Наив сложный - Sputnik Южная Осетия
2/4
Выставка "Наив простой. Наив сложный"
© Sputnik / Лев РыжковВыставка "Наив простой. Наив сложный"
Выставка Наив простой. Наив сложный - Sputnik Южная Осетия
3/4
Выставка "Наив простой. Наив сложный"
© Sputnik / Лев РыжковВыставка "Наив простой. Наив сложный"
Выставка Наив простой. Наив сложный - Sputnik Южная Осетия
4/4
Выставка "Наив простой. Наив сложный"
1/4
Выставка "Наив простой. Наив сложный"
2/4
Выставка "Наив простой. Наив сложный"
3/4
Выставка "Наив простой. Наив сложный"
4/4
Выставка "Наив простой. Наив сложный"

"Наивные художники не получили образования, они не умеют работать по правилам, — говорит Цопан Гассиев. — Но в этом их самая главная ценность. Вся эта простота, душевность. Они подкупают именно своими темами. То есть, человек берет и изображает то, что у него в голове. У него нет задачи это продать или монетизировать — они об этом даже и не задумываются. Они выплескивают свое душевное состояние на холст".

Но это что касается "Наива простого". А вот "Наив сложный" в названии выставки — это немножко другое. "Сложный" наив создают художники-профессионалы, которые умеют и правильно класть на холст краску, строить композицию. Но им близки наивные художники. И они используют какие-то их приемы и подходы.

"Пикассо точно так же использовал примитив, хотя безусловно владел техникой", — говорит Цопан Гассиев.

Полотна, судьбы и столбы

"Ах, какой Лермонтов с сигарой!" — восхищенно ахает одна из посетительниц выставки у картины художника Бориса Джиккаева.

Это — художник необычной судьбы. Известный физик, математик, изобретатель, в 50 лет Джиккаев уезжает на родину, в Цхинвал и начинает писать картины.

"Он пришел к моему отцу, — вспоминает Цопан, — и тот научил его некоторым техническим приемам. У Бориса — очень интеллектуальный примитив, с многочисленными аллюзиями и игрой смыслов".

Представлена на выставке серия работ самого великого маэстро Хсара Гассиева. Серия посвящена наследию двух осетинских каменотесов — Сосланбека Едзиева (из Северной Осетии) и Сико Каркусова (из Южной). Фотографии их скульптур также представлены в экспозиции.

Выставка в холле ГККЗ Чермен. - Sputnik Южная Осетия
Жители Крыма познакомятся с осетинским национальным творчеством

Это — люди, которые, на рубеже XIX-XX веков, зарабатывали изготовлением надгробных памятников. А потом начали высекать из них скульптуры. Едзиев и Каркусов работали практически одновременно, но не знали друг друга, потому что жили по разные стороны Кавказского хребта. Их работы оказались первыми скульптурами Осетии и оказали сильнейшее влияние на дальнейшее развитие национальной скульптурной (и не только) традиции.

Также на выставке представлены работы Хаджумара Сабанова, Сергея Гассиева, Вадима Бижанова, скульптора Дмитрия Тумаева.

Отдельно стоит представить работы Ольги Малтызовой, хранящей наследие осетинских мастеров и мастериц в прикладном искусстве.

"Я даже не знаю, почему у нас в России нет такого музея, где было бы отдельно представлено наивное искусство, — сетует директор выставочного зала Виталий Копачев. — Может быть, стоит сделать такой музей на территории Осетии. Не обязательно, чтобы там были представлены только осетинские художники. Потенциал у наивного искусства, как выяснилось, — очень большой".

Лента новостей
0