Юрий Вазагов, политический обозреватель, специально для Sputnik
Последний теракт в Стамбуле, унесший жизни более четырех десятков людей, получил более громкий резонанс, нежели другие террористические атаки в Турции, произошедшие за последние месяцы. Причина, прежде всего, кроется в том, что стамбульские события затронули ряд соседних с Турцией стран, вновь актуализировав тему создания широкой международной коалиции для борьбы с терроризмом. И это не случайно, один из организаторов теракта — уроженец Чечни и гражданин Грузии Ахмед Чатаев по прозвищу "Однорукий", в течение почти полутора десятка лет успешно уходил от запросов российских следственных органов, скрываясь на территории ряда стран, в том числе европейских и успешно продолжая свою деятельность.
Повстанцы — свои. Террористы — русские
Еще в 2003 году Чатаев был объявлен в России в федеральный розыск, с тех пор его неоднократно задерживали спецслужбы европейских стран, но каждый раз на требования со стороны России об экстрадиции террориста, Москва неизменно получала отказ. Разумеется, подобное без покровительства и поддержки влиятельных кругов попросту невозможно, что напрямую указывает на сохранение двойных стандартов в процессе борьбы с международным терроризмом или же говорит об упорном желании использовать исламских радикалов в борьбе против России, невзирая на последствия для собственных стран. Громкие теракты последних лет в Бостоне, Лондоне, Париже, Брюсселе наглядно демонстрируют ущербность такого рода методов сдерживания "русского медведя".
Именно на этот аспект прозрачно намекнули российские официальные лица, комментируя теракты в Стамбуле. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, власти европейских стран, где задерживался Чатаев, не отреагировали на обращения России с просьбой о его выдаче. Аналогичная ситуация сложилась с Великобританией, где бежавшие из РФ террористы развернули информационную кампанию в поддержку своих сторонников, оставшихся дома, встречая симпатию со стороны определенных кругов, называвших их "повстанцами".
Напомнила Захарова и историю с терактом в Бостоне.
"Российские спецслужбы называли американским коллегам фамилии конкретных людей, которые были замешаны в терактах в Бостоне. В ответ получили: все нормально, это наши люди. А потом, когда эти "их люди" совершают кровавые теракты, их называют российскими гражданами. России их не выдают, у себя не наказывают, а когда они совершают преступление, оказывается, что это россияне", — отметила Захарова.
Сказанное в полной мере относится и к Турции, где поддержка террористических группировок, как в Сирии, так и на Кавказе осуществлялась в течение длительного периода. Даже в западных СМИ, которых трудно заподозрить в симпатиях к России, в частности CNN, откровенно признают, что поддержка террористов вышла Турции боком.
На этом фоне западные страны, да и та же самая Турция должны более внимательно отнестись к предложениям Москвы по поводу создания антитеррористической коалиции. Как отметил на этой неделе председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин, российское предложение о создании широкой антитеррористической коалиции остается в силе. Россия предлагает создание самой широкой международной коалиции, которая бы действовала по общему замыслу, по общему плану, координируя усилия разных стран, которые входят в эту коалицию.
Впрочем, вероятнее всего, предложения России и на этот раз не найдут должной поддержки на Западе. Буквально на днях Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил приостановить процесс высылки из Франции в Россию гражданина, которого подозревают в участии в террористических формированиях.
Как и в случае с Чатаевым, суд мотивировал свое решение тем, что в России задержанный может подвергнуться пыткам.
Чатаев и Грузия
Дело Чатаева вызвало много вопросов и относительно Грузии, где после стамбульских терактов разгорелся внутриполитический скандал. Председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили заявил, что Ахмед Чатаев, который причастен к теракту в аэропорту Стамбула, являлся агентом безопасности прошлой власти.
"Ахмед Чатаев был правительственным агентом безопасности. Он отправлялся в командировки, получал зарплату, соответствующее вознаграждение, командировочные и так работал на Саакашвили. Указания ему давал Саакашвили через Лорткипанидзе", — заявил он в эфире «Рустави-2.
Версию о связях Саакашвили с Чатаевым развили и другие грузинские политики. Более того, не исключено, что грузинский след в стамбульском теракте будет использован для возбуждения нового расследования в отношении экс-президента Грузии.
"Этот известный террорист, оказывается, был агентом Саакашвили. Когда об этом идет речь, ясно, что существуют соответствующие доказательства в соответствующих органах. По этому поводу, предположительно, начнется расследование, и ответы Михаила Саакашвили будут очень интересны", — сказал грузинский министр по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселению Созар Субари.
Информацию о связях Чатаева с грузинскими спецслужбами подтвердил и руководитель Центра кавказских исследований Мамука Арешидзе, считающийся одним из самых информированных грузинских экспертов.
"Крупные политические игроки сами создают такого типа монстров и когда они идут против них, начинают их международное преследование", — заявил эксперт Мамука Арешидзе, отвечая на вопрос по поводу Ахмеда Чатаева в эфире телеканала "Имеди".
По его словам, тайной объято то, кто именно был покровителем Ахмеда Чатаева.
"Я насчитал 4-5 стран, где Чатаев смог избежать правосудия. То задерживали его вооруженного, то за перевозку оружия — так было в Швеции. В конечном итоге для него всегда зажигался "зеленый свет". Кто ему покровительствовал, кто был занят этим делом, это очень интересный вопрос, ответа на который у меня нет", — заявил Арешидзе.
Факт сотрудничества с Чатаевым не отрицает и его непосредственный куратор — бывший замминистра внутренних дел Грузии Гиорги Лорткипанидзе, работающий нынче в команде одесского губернатора Михиала Саакашвили. В частности, он рассказал блогеру The Daily Beast Анне Нестеровой, что в 2011-12 годах Чатаев получал от него зарплату и был ценным осведомителем, но потом переметнулся на сторону "братьев по вере".
Высказывания по поводу связей Чатаева с грузинскими спецслужбами вызвали достаточно неоднозначную реакцию в грузинском обществе. Однако слова оппонентов Сесиашвили и других обвинителей Саакашвили скорее подтверждают эту версию. Так руководитель НПО «Центр реформирования правоохранительных органов», бывший сотрудник патрульной полиции Звиад Куправа сообщил о намерении обратиться в Главную прокуратуру Грузии с требованием возбудить уголовное дело против Ираклия Сесиашвили за разглашения государственной тайны, тем самым фактически подтвердив правоту последнего. Ясности не внесло и интервью грузинским СМИ руководителя Службы государственной безопасности Грузии Вахтанга Гомелаури, который отметил, что даже если Грузия будет расследовать дело террориста Ахмеда Чатаева, то процесс будет закрытым.
Заявления премьер-министра и президента Грузии скорее говорят в пользу желания утихомирить скандал, избежав огласки фактов, могущих серьезно подпортить имидж Грузии в глазах международного сообщества. Тем более, если учесть, что о связях Ахмеда Чатаева с ИГИЛ и его причастности к терактам в Стамбуле открыто заявляют в США. Как отметил председатель комитета по национальной безопасности палаты представителей Конгресса США Майкл Маккол, связи Чатаева с террористами хорошо известны и задокументированы.
"Мы считаем, что он осуществлял координацию трех смертников в Стамбуле. Он много раз бывал в Сирии и стал одним из высокопоставленных командиров в "министерстве войны" ИГ", — отметил он.
Кроме того, огласка фактов сотрудничества спецслужб Грузии с Ахмедом Чатаевым, может привлечь внимание общественности к другим скандальным эпизодам времен правления Михаила Саакашвили, связанным с транзитом боевиков через территорию этой страны и их поддержкой на государственном уровне, а также с активной террористической деятельностью против Южной Осетии и Абхазии. В течение 2004-2008 годов на территории Южной Осетии было совершено несколько десятков терактов, приведших к многочисленным жертвам, в том числе среди российских миротворцев. Не исключено, что ко многим из этих преступлений могут быть причастны представители международных террористических группировок.
Западные и грузинские политики, выступающие с обвинениями в адрес России по поводу "оккупации" и "агрессии", предпочитают умалчивать подобные неудобные факты. Впрочем, для Грузии, исходя из соображений собственной безопасности, целесообразнее откликнуться на предложения России по сотрудничеству в сфере борьбы с терроризмом. Если бумеранг поддержки терроризма вернулся к другим странами, то нет никакой гарантии, что подобная участь не ожидает и Грузию, особенно если учесть неоднократно звучащие угрозы и сохраняющийся интерес ИГИЛ к этой республике.