Ольга Сухаревская, магистр внешней политики, правовед — для Sputnik
Прошедший в Женеве 36-й раунд переговоров по вопросам безопасности в Закавказье ожидаемо не принес ощутимых прорывов.
Еще накануне встречи полпред президента РЮО по постконфликтному урегулированию Мурат Джиоев отметил, что принятая в очередной раз Генассамблеей ООН резолюция Грузии "Положение внутренне перемещенных лиц из Абхазии, Грузия и Цхинвальского района/ Южная Осетия, Грузия" направлена не столько на облегчение ситуации беженцев, ставших таковыми в результате конфликта Грузии с Южной Осетией и Абхазией, сколько преследует цель подтвердить политические амбиции Тбилиси и его покровителей.
Поэтому во время самих женевских переговоров, после начала обсуждения вопросов беженцев, делегации Южной Осетии, Абхазии и РФ в знак протеста покинули зал.
Возмущение представителей кавказских республик и России вполне закономерно, поскольку встрече в Женеве предшествовали обещания международных структур учесть позиции всех сторон. Так, замглавы МИД РФ Григорий Карасин в конце мая провел встречу со спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу Гербертом Зальбером, спецпредставителем действующего представителя ОБСЕ Гюнтером Бэхлером и представителем ООН Анти Туруненом. Как отметили в МИД РФ, все участники подтвердили намерение продолжать содействовать "результативной и конструктивной атмосфере в рамках Женевских дискуссий с целью обеспечения прочной стабильности и безопасности в Закавказье".
А еще ранее, в апреле, МИД Южной Осетии подготовил обращение к государствам-членам ООН, в котором изложил суть конфликта и потребовал дать возможность представителям Южной Осетии донести свою точку зрения до Генеральной Ассамблеи. Тем не менее, уже восьмая по счету одиозная резолюция ГА ООН была принята меньшинством голосов без учета мнения пострадавших от грузинской агрессии республик.
Хотя объективная реальность говорит о том, что в то время как в Южную Осетию вернулись сотни грузинских беженцев, в Грузии смогли устроиться лишь единицы.
Как охарактеризовал ход женевских переговоров Григорий Карасин, "встреча прошла напряженно и остро, но в допустимых пределах… В результате взыскательного разговора по некоторым практическим вопросам было достигнуто продвижение вперед". Это касается вопросов передачи архивов, сохранения объектов культурного наследия, поиска пропавших без вести лиц, а также сотрудничества в сфере экологии. Среди позитива можно отметить и возобновление деятельности МПРИ.
Двойные стандарты и спекуляции
Если же говорить о ситуации в целом, из-за позиции Грузии она неутешительна. Грузинская делегация явно прибыла в Женеву с целью торпедировать переговоры частностями и сиюминутными претензиями.
Требуя арестовать и выдать властям Грузии абхазского пограничника, обвиняющегося в убийстве Гиги Отхозория, Тбилиси при этом благополучно "забыл" о 14 нарушениях границы Южной Осетии (лишь за последний месяц). Причем, комментируя свои требования к Абхазии, заместитель госминистра по вопросам примирения Кетеван Цихелашвили особо подчеркнула, что "партнеры Грузии" в лице США, ООН, ОБСЕ и ЕС полностью поддерживают требования Тбилиси, тем самым противопоставив международных посредников на переговорах делегациям России, Южной Осетии и Абхазии.
Отказалась Грузия и от подписания ключевого для урегулирования конфликта соглашения о неприменении силы.
В то же время, как отметил накануне Джиоев, "продолжаются угрозы со стороны властей Грузии. Наши опасения вызывают и совместные учения НАТО-Грузия, которые мы расцениваем как угрозу безопасности в регионе. Мы по опыту знаем, что грузинские военнослужащие, подготовленные американскими инструкторами, принимали участие в агрессиях против Южной Осетии".
Внимание Тбилиси было вновь обращено на настоятельную необходимость приступить к процессу совместной делимитации и демаркации границ с соседними республиками. Грузия же, полностью отказываясь воспринимать реальность, свела проблему к установке осетинами щитов и колючей проволоки "в огородах крестьян".
Заложники "большой игры"
К сожалению, существующая международная ситуация дает мало оснований для оптимизма в вопросе полномасштабного урегулирования конфликта в Закавказье. Общий рост напряженности между Россией и Западом, обострение отношений между РФ и Турцией, рост присутствия НАТО на российских границах и в Черноморском регионе сказываются и на безопасности Абхазии и Южной Осетии.
Выстраивая новые линии противостояния, Запад поставил в фокус внимания замороженные конфликты на постсоветском пространстве.
Грузия, в свою очередь, в полной мере пытается использовать сложившуюся ситуацию "для восстановления территориальной целостности", получая завуалированную и открытую поддержку как США, так и международных организаций.
Индикаторов, указывающих на возможный рост напряженности в регионе и усиления давления на Абхазию и Южную Осетию, вполне достаточно.
Прежде всего, это рост присутствия НАТО в Грузии и вовлечение Тбилиси в общую структуру присутствия альянса в Черноморском регионе. Параллельно выстраивается неформальная структура военного взаимодействия по линии Турция — Грузия — Азербайджан.
Как считает научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев, "ожидаемая поддержка со стороны Турции усилит в Грузии те силы, которые хотели бы вернуть Абхазию и Южную Осетию силовым путем. Естественно, с практической точки зрения это нереально, даже если помощь Анкары действительно будет оказана… речь идет не о войне, а о дипломатической игре. Но и дипломатия имеет значение — всего перечисленного достаточно, чтобы, не предпринимая особых усилий, поставить Россию на Южном Кавказе в положение оправдывающейся, лишенной влияния и инициативы стороны".
Действительно, дипломатическое и правовое давление на республики налицо. Здесь можно вспомнить и запреты США представителям власти Абхазии и Южной Осетии на въезд в страну для участия в сессиях ГА ООН, и игнорирование самой ООН требований объективного рассмотрения вопроса беженцев, и явно предвзятый подход Международного уголовного суда при расследовании войны в Южной Осетии в 2008 году, и лживый доклад США о ситуации с правами человека в Абхазии, вызвавший на женевских переговорах справедливое возмущение абхазской делегации.
Исходя из этого приходится ожидать не прогресса в переговорах, а дальнейшего роста внешнеполитического и военного давления на Южную Осетию и Абхазию. Они, как ни прискорбно, являются удобным инструментом для нагнетания напряженности не только на Кавказе, но и в спектре мировых геополитических противоречий.