ЦХИНВАЛ, 1 июн — Sputnik. Впервые собаки стали слушать, как им читают в 90-е годы в Америке. Использовать собак в качестве "терапевтов" начали гораздо раньше — в 1961 году. Животных привлекали для реабилитации людей с нарушениями психики, а в дальнейшем и для работы с самыми разными патологиями.
По словам Людмилы Амарантовой, руководителя команды "Собаки для жизни", это широко распространенная в Европе практика: в Финляндии, например, собак не успевают тренировать — настолько большая в них потребность.
За два месяца чтения книг собаке, — столько длится курс "КниГАВ", дети становятся более уверенными в себе и избавляются от страха чтения вслух перед классом. Для ребенка важен психологический комфорт, понимание, что его интересно слушать. Смысл таких занятий — побудить мотивацию к чтению, почувствовать уверенность в своих силах. Чаще всего дети боятся допустить ошибку. Собаке же все равно читает ребенок хорошо или плохо, она не будет делать замечания.
"К нам приходят волонтеры с питомцами, — сказала Амарантова. — У каждой собаки свой индивидуальный характер. Мы тестируем ее и смотрим, рекомендовать или не рекомендовать для занятий. Мы берем в нашу команду собак, которые уже подходят для этой работы — с совсем недрессированными не работаем. Животное должно быть старше 9 месяцев и иметь базовую подготовку. Если собака достаточно терпеливая, может долго лежать, легко поддается дрессировке и учит трюки: как указать лапой или носом на книжку, перевернуть страничку, то собака включается в обучение. На детей неизгладимое впечатление производит, когда хвостатый слушатель самостоятельно "выбирает" книгу. Обязательные требования к питомцу — быстрая обучаемость, желание общаться с людьми, умение работать в команде, отсутствие агрессии — собака должна одинаково хорошо относиться к другим животным. Разумеется, собака тоже должна получать удовольствие от того, что ей читают книжку, от того, что вокруг нее дети, а она в центре внимания".
В свою очередь, к детям тоже есть одно требование: они должны уметь читать.
"Важна мотивация к чтению и улучшение уже существующих навыков — мы не учим читать "с нуля". Средний возраст детей от 6 до 12 лет — после 12 у ребят обычно появляются другие интересы", — рассказала Яна Задорожная, куратор проекта "КниГАВ".
По ее словам, проект запустили на волонтерских началах в декабре 2014 года: "Индивидуально занимались с малышами два раза в неделю по 20 минут. Даже невооруженным глазом очень скоро стал виден результат: ребенок становится более раскрепощенным, читать в коллективе вслух ему легче. В комнате с ребенком нахожусь только я и собака — даже родителей просят выйти. Собака сама по себе не "работает", она подчиняется моим скрытым командам. Питомец, конечно, выбирает книгу не самостоятельно. Сначала мы проводим беседу с ребенком, чтобы узнать его предпочтения и степень владения техникой чтения: книга должна быть не слишком сложной, чтобы не вызывать затруднений, стресса. По моей команде собачка "указывает" на книгу, которая больше всего подходит ребенку".
По словам организаторов, на чтения приходят абсолютно разные дети, не всегда с дефектами речи. Аналогичные проекты есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Петропавловске-Камчатском, популярностью услуги четырехлапых питомцев пользуются и на постсоветском пространстве, в частности, в странах Балтии.
"Мы смотрим, есть ли у ребенка логопедические нарушения или его просто нужно приобщить к чтению. Мы работаем с детьми, инвалидами, пожилыми людьми", — отметила Задорожная.
Прийти на занятия может любой желающий, говорят организаторы. Контакт с домашними животными полезен и учит детей и взрослых добру.