В апреле Художественный музей им. М.Туганова тихо и незаметно отметил свое 77- летие. Вниманием не избалованный, музей существует скорее вопреки неучастию в своей судьбе правительства, меценатов и общественности. Живет своей жизнью. Каким образом и для чего — мало кто задумывается. Стоит на Проспекте и стоит. Там позолота, тут зеркала — удачный интерьер для фотосессии. Мало кто понимает, пробегая мимо красивого фасада, или находясь внутри и заглядываясь на потолочную лепнину, что самое большое его сокровище — это коллекция национального искусства, которая отражает как зеркало, направленное в прошлое, историю и судьбу нашего народа.
Очень часто работы из этой коллекции тиражируются без разрешения и права. Никогда и никто из потребителей произведений осетинского искусства не задался вопросом: в каких условиях эта коллекция хранится, в чем нуждается музей и каким образом существует? А между тем земля, предназначавшаяся под строительство запасников — давно в частной собственности. Хранение занимает экспозиционные залы. Стены жрет грибок. В Осетии принято дорожить своим личным имуществом, как правило материальным, а вот отношение к духовному и культурному наследию весьма циничное. Наследие это воспринимается как данность, которая всегда была, есть и будет. Им принято гордиться, но как-то отстранившись от проблем и пыли.
В Художественном музее до конца месяца еще можно успеть увидеть любопытную выставку осетинских художников 70-80-х гг. Да-да, это то самое поколение, представителей которого в результате многоуровневой аферы сначала чуть не лишили мастерских в центре города, а потом облагодетельствовали, вернув их. Именно из-за истории с мастерскими, сотрудники музея приняли решение не демонтировать выставку, которая изначально планировалась лишь до конца апреля, и оставить на весь будущий месяц. Чтобы все желающие могли прийти и познакомиться с произведениями этих авторов.
Период 70 — 80-х годов в осетинском искусстве называют "золотым" и связывают с творчеством выдающихся мастеров: Шалвы Бедоева, Казбека Хетагурова, Мурата Кабулова, Батраза Дзиова, Магреза Келехсаева, Магомеда Чочиева, Валана Харебова, скульпторов Лазаря Гадаева и Михаила Дзбоева. Именно в эти годы сформировалась и заявила о себе осетинская художественная школа.
А вот сложилась она во многом благодаря тому, что однажды один выдающийся осетин совершил переход через Кавказский Хребет и объединил Юг и Север Осетии в едином творческом процессе. Если проследить, как все начиналось, с удивлением обнаруживаешь, что у любого явления есть своя история и своя цена, оплаченная иногда страданиями и даже кровью.
Случилось это весной 1929 года. Основоположник осетинского искусства Махарбек Туганов был вынужден бежать из Владикавказа в Цхинвал: Северную Осетию накрыла волна репрессий и на Туганова было сфабриковано дело.
Каким-то образом Махарбеку удалось узнать о готовящемся аресте и под покровом ночи, собрав лишь самое необходимое, он срочно покинул город. Чтобы попасть на Юг, художнику было необходимо преодолеть Кавказский Хребет. Вначале, Махарбек отправляется в Зæронд Саниба. Отсюда, пешими тропами, через ущелья и перевалы он уходит на юг со своим проводником Гибцо Дзиовым. Дзиов из Саниба был прекрасным охотником, знал тайные проходы через леса, звериные тропы над бездонными пропастями и был надежным попутчиком. Он знал, что им с Махарбеком предстоит не увеселительная прогулка, и прекрасно понимал, что помогает бежать художнику от палачей, рискуя и своей жизнью.
Маршрут пешего перехода был очень тяжелым и занял не один день. Преодолевая последний перевал, перед тем как начать спуск, Махарбек возможно, задержавшись на высшей точке, смотрел на север и на юг, на две части родной земли, раскинувшиеся под его ногами… Думал ли он о Юге как о чужбине? Вряд ли. Он был здесь впервые и скорее своим художественным взглядом отметил мягкость природы южного склона, невероятную яркость и сочность красок.
На Юге Туганов в безопасности. Здесь происходит невероятный национальный подъем, расцвет культуры, науки и искусства. Лучшие представители научной и творческой интеллигенции созидают на благо Родины. Пишет музыку, собирает и обрабатывает музыкальный фольклор Борис (Аслан-Гирей) Галати, также, приехавший на Юг с Севера. Работает филолог, общественно-политический деятель Александр Тибилов, создают свои произведения председатель союза писателей Чермен Бегизов, писатели Сико Кулаев и Коста Фарнион, поэт Сарди Дзагоев. Выдающийся инженер, инициатор строительства дороги, соединившей Юг и Север Осетии, картограф Рутен Гаглойты, выдающийся политик Дзаттиаты Александр и многие другие. Все они не просто талантливые и высокообразованные люди. Это выдающиеся личности своего времени, которых объединяла идея национального возрождения осетинского народа после геноцида 20-х годов, и мечта о скором воссоединении Севера и Юга Осетии.
За мечты об объединении большинство из них расплатятся жизнями. В 37-38 годах югоосетинскую интеллигенцию вырежут практически под корень. Александр Тибилов будет замучен до смерти на допросе, Бегизов, Кулаев, Дзагоев, Гаглойты, Дзаттиаты, Фарнион — расстреляны, как и многие, многие другие. Однако, усилия этих людей не будут бесполезными и принесут свои плоды.
Но, все это еще впереди, а пока идет 1929 год и, попав на солнечный Юг, Туганов не остается в стороне от процесса созидания и возрождения. В Сталинире он создает художественную студию, а позже становится основателем художественного училища. Во Владикавказе художественное училище откроется лишь 37 лет спустя, в 1973 году. Поэтому именно Тугановская студия, а позже и Сталинирское (Цхинвальское) училище на долгие годы вперед станут местом формирования осетинской изобразительной школы. Единой, уникальной школы, где юг и север будут дополнять друг друга в создании совершенно особого художественного духа и колорита.
Чтобы учиться здесь, с Севера приедут Умар Кануков — один из создателей книгопечатного дела, художник-график Василий Глушков, Николай Жуков, который позже станет основателем и директором детской художественной школы им.Тавасиева во Владикавказе и многие другие. Именно Южная Осетия станет центром национального художественного образования. Спустя десятилетия в Цхинвальском художественном училище получат образование многие мастера, которые затем станут у истоков академического живописного образования на Севере.
Пройдя разные периоды и этапы становления, профессиональное осетинское искусство достигнет расцвета именно в 70 — 80-х годы. Целой плеяде художников удастся создать неповторимый живописный осетинский мир, знакомый каждому, независимо от того родился и вырос он на севере, юге или западе Осетии. Мир этот держится на преемственности поколений, на ценностях традиционного общества, на любви к своей земле, которая воспринимается как Божий дар. А в основе его тысячелетняя культура предков, которых не нарисуешь из пустоты не сочинишь из ниоткуда.
Вертится ли деревянное колесо гигантских шагов на деревенском празднике Пасхи, спит ли в синем сумраке высокогорное село или замерли в ожидании вестей с фронта старики и внуки — не возникает никакого сомнения, что все это Осетия, с ее горами, долинами неописуемой красотой природы и самое главное людьми. А образы осетинских мужчин, женщин, детей, стариков, запечатленные в красках или бронзе — это мы во времени, в своем повседневном быту, в своем горе, в своем счастье, в своих подвигах. Работы художников этого периода полны отсылок к истории народа, к тем событиям и вехам, которые мужчины передают словами, а женщины с молоком. Возможно кто-то другой, извне, будет гадать и ломать голову над тем что изображено? Но, носитель менталитета без труда уловит суть, узнает момент. Потому что цвета, пластика движений, образы здесь складываются в код этнической самоидентификации.
Интересно, что одним из ярких представителей этого периода стал Батраз, сын того самого охотника Гибцо Дзиова, который в далеком 1929-ом году провел Туганова через хребет и спас ему жизнь.
Именно в 70 — 80-х гг. XX века об осетинском искусстве, как об уникальном явлении, заговорили по всему Советскому Союзу, и оно раз и навсегда заняло свое место в искусстве СССР, России, да и всего мира.
К счастью, репрессии Туганова не коснутся. Приехать в Северную Осетию художник рискнет только после войны, он будет жить и творить еще долгие годы. Однако, драматический поворот в его судьбе, вынужденное бегство на Юг и жизнь в Сталинире, станет судьбоносным в деле становления и развития осетинского искусства.
Удивительно, но именно Туганову в какой-то мере удастся осуществить мечту других выдающихся осетин, расстрелянных и замученных лишь за то, что они жили надеждой на возрождение и единение Осетии. Махарбек сумеет объединить Север и Юг и встать у истоков единой художественной школы. Север и Юг смешают краски, чтобы создать удивительные, бессмертные, национальные художественные образы. Поэтому осетинское искусство, хранителем которого сегодня является Тугановский музей, это общее для всех нас наследие, общая память и сокровенные мечты многих поколений, живших и умиравших ради счастливой, прекрасной, неделимой Родины.