ЦХИНВАЛ, 17 апр — Sputnik. Решение задачи, выложенной в сеть блогером Тимом Урбаном, разделило интернет-пользователей, поскольку ее решение, пусть и корректное с точки зрения теории вероятностей, звучит совершенно нелогично. Описание задачи и ее решения опубликовал сайт Wait But Why.
Условия задачи:
Вы идете по дороге и видите сливовое дерево. Вы срываете одну сливу и съедаете ее. После этого появляется хозяин дерева и обвиняет вас в краже. В качестве наказания он предлагает вам съесть одно из трех драже, два из которых отравлены и могут убить вас в течение 30 секунд.
Драже трех цветов — зеленое, красное и синее. Предположим, вы выбрали зеленое. Тогда "хозяин дерева" сообщает вам, что синее драже отравлено, и убирает его в карман. Остается два — зеленое, которое выбрали вы, и красное. "Хозяин дерева" предлагает вам, по вашему усмотрению, поменять зеленое драже на красное, или оставить зеленое.
Вопрос:
Если вы по какой-то причине передумаете и поменяете зеленое драже на красное, увеличатся ли ваши шансы на то, что съеденная вами конфета не будет отравленной?
Большинство интернет-пользователей решили, что шансы это никак не изменит. Однако ответ загадки нужно выстраивать, опираясь на теорию вероятностей, пишет Урбан. Вероятность того, что вы изначально взяли отравленное драже, составляет 2/3, а того, что вы изначально выбрали неотравленное драже, — 1/3.
То есть, выбрав определенное драже, вы получаете два шанса отравиться и один шанс — выжить. С одним отнятым и точно отравленным драже шансы на выживание повышаются, если пересмотреть свой выбор в пользу красного драже, которое осталось у "хозяина дерева", поскольку в этом случае вы получаете уже два шанса выжить и лишь один — отравиться.
Решение этой задачи вызвало жаркую дискуссию в комментариях к статье. Одни пользователи продолжают убеждать, что теория вероятностей не работает в этом случае, другие, наоборот, настаивают, что математический подход при решении бытовых проблем важен. Большая же часть пользователей обсуждают, как решение данной задачи может помочь в жизни: кто-то говорит о возможности выиграть в лотерею, кто-то — о способах победить в азартной игре. Часть пользователей стали предлагать свои задачи по аналогии с этой — например, через усложнение условий, когда человеку, которого укусила змея, предлагают выбрать из трех драже, одно из которых является противоядием.