Худрук рассказал о будущем репертуаре театра, о том, как намерен решать проблемы и строить работу с труппой.
— Тамерлан Ефимович, спустя шесть лет вы вновь вернулись в театр в качестве художественного руководителя. С какими планами?
— В первую очередь я хочу, чтобы у нашего театра был репертуар, который было бы не стыдно представить даже самому искушенному зрителю. Мы должны работать с произведениями осетинских драматургов, на нашей сцене должны появиться осетинские пьесы. Мы вдохнем новую жизнь в лучшие спектакли, которые ставились на этой сцене. И это не означает, что мы забудем про зарубежных драматургов, репертуар театра расширится произведениями Шекспира и других известных авторов.
Кроме того, мы подготовим спектакли для маленьких зрителей. Это будут не только уже опубликованные произведения детских писателей, мы также намерены заказывать у наших авторов новые пьесы. У нас есть материал, над которым мы будем работать в ближайшее время. Хотим поставить "Виндзорских насмешниц" Шекспира. Как только мы подготовим новый репертуар, начнем ездить с гастролями в районы. Труппа театра побывает в каждом селе, где есть клуб и возможность показать спектакли зрителям.
Я давно хочу увидеть на сцене нашего театра трилогию, рассказывающую о жизни наших великих предков — скифов, сарматов и алан. Материал для работы над этими спектаклями есть. Одно из произведений — это "Скифская царица Томирис", над другим работает поэтесса Людмила Галаванова.
— Строители обещают, что уже к концу года будет готово новое здание госдрамтеатра. Вы вошли в состав комиссии, которая следит за строительством. Соблюдаются ли при этом все нормы, и будет ли будущее здание театра таким, каким хочет его видеть коллектив?
— Каждый месяц из Москвы приезжает комиссия, которая контролирует темпы и качество строительства. Мы надеемся, что все работы будут завершены в срок. Подобного здания не будет на всем Северном Кавказе. В нем наши условия и возможности будут, конечно, значительно лучше и мы планируем провести в Цхинвале два театральных фестиваля. Пригласим театральные коллективы из России и других стран, у нас есть связи со многими театрами. В этом нам может помешать лишь проблема с размещением гостей, но мы надеемся, что к тому времени на это также обратят внимание.
— Актеры уже много лет ждут того дня, когда вновь смогут играть в стенах "старого" театра. Какими спектаклями откроется театральный сезон в новом здании?
— Первым спектаклем на сцене театра имени Коста Хетагурова должна стать его "Фатима". Об этом я думаю уже давно, но было трудно собрать группу актеров для этого спектакля. По моей задумке, в этом спектакле на одной сцене сыграют артисты из Южной и Северной Осетии. Все вокруг сегодня призывают нас к единству, и этот спектакль станет символом этого единства и дружбы.
— Главная проблема сегодняшнего театра — это нехватка молодых актеров. Как вы намерены решать эти вопросы?
— В нашем театре играют талантливые и опытные актеры, но, к сожалению, среди них очень мало молодых людей. Было бы хорошо, если бы наших выпускников отправляли на учебу в театральные вузы РФ. Но и они вернутся к нам в лучшем случае через пять лет, а проблему надо решать сейчас. Поэтому я хочу пригласить к нам молодых людей, которые учились в театральном институте имени Щукина. Думаю, здесь их ждет лучшее будущее в профессиональном плане.
У нас нехватка не только молодых актеров, но и режиссеров. Мы ждем молодых людей из Южной Осетии, которые обучаются по этой линии в российских вузах. Также планируем приглашать известных режиссеров из России и других стран.
— В творческих коллективах, особенно в театре, всегда складываются сложные отношения. Наш театр также не является исключением. Как вы намерены разрешать возникающие конфликты?
— У актера должна быть работа, он должен чувствовать, что зрители ценят то, что он делает. Если актер этого не чувствует, это отражается на его игре на сцене. В нашем театре всего около шести актеров, имеющих звание народного артиста. Почему-то у нас так заведено, что это звание можно присваивать только актерам в возрасте. Я считаю, что если кто-то из актеров достигнет успехов в молодом возрасте, его тоже надо отметить высокой наградой. Это может стать для него большим стимулом еще выше поднять уровень осетинской культуры.
Талантливые артисты — Дмитрий Парастаев, Жан-Жак Харебов, Сослан Бибилов, сыгравшие десятки блестящих ролей и воплотившие множество образов на сцене, тоже заслуживают, чтобы их творчество оценили.
Один из лучших актеров нашего театра Аслан Джиоев ушел из жизни, а его талант не был оценен по достоинству.
У Ромика Козаева нет даже звания заслуженного артиста, а он блестяще сыграл свою роль в спектакле "Скорбь матери". Неужели актеры обязательно должны достичь пенсионного возраста, чтобы их отметили?