ЦХИНВАЛ, 11 мар — Sputnik, Мария Котаева. Около трехсот цхинвальцев собрались на центральной площади города, чтобы поздравить с возвращением на родину из грузинских тюрем четырех соотечественников — Георгия Зассеева, Георгия Валиева, Бориса Турашвили и Иосифа (Сосо) Кочиева.
"Несмотря на то, что она старалась не показывать нам своих переживаний на уроках, она порой не сдерживала слез. Мы же в свою очередь старались вести себя получше, чтобы не расстраивать ее. Мы пришли, чтобы быть с ней в эти радостные минуты", — говорят учащиеся.
Когда издали показался подъезжающий микроавтобус, толпа с криками радости бросилась навстречу машине, что слегка шокировало самих освобожденных.
Даже стойкие к эмоциям мужчины не скрывали своих слез, трепали друг друга за щеки, хлопали по плечу и повторяли без конца — "все хорошо, все хорошо"… Вернувшихся из заключения ребят узнавали все, они же вглядывались в подзабытые лица. Ведь за столь длительную разлуку, находясь вдали от родного дома, из памяти постепенно стираются черты знакомых лиц и имена.
Девушка с тремя пирогами и домашним пивом, традиционно предназначенных для встречи с соотечественниками, была отодвинута толпой куда-то назад и никак не могла угостить ребят. Более получаса длилась волна радости от первой встречи. Затем ребят вместе с близкими родственниками принял глава республики Леонид Тибилов. В разговоре он отметил все трудности, связанные с их освобождением, коллективную работу над этим вопросом, увенчавшуюся успехом.
"Мы рады вашему возвращению. С того самого момента, как вы попали в руки агрессоров, мы все проводили регулярную работу над вашим освобождением. Конечно же, ваше пребывание в грузинских тюрьмах имеет политическую подоплеку, но все же нам вместе с главой Абхазии удалось добиться вашего освобождения. Это было одним из главных вопросов на Женевских дискуссиях", — сказал Тибилов.
Из личного фонда президента будет выделено 200 тысяч рублей на всех четверых парней.
Сами освобожденные еще с трудом верят в то, что все ужасы нахождения в заключении остались позади. Впереди их ждет адаптация к нормальной жизни. Ведь помимо трудностей тюремного заключения, они пережили притеснения по национальному признаку в Грузии, которые особо ожесточенно проявлялись во время правления Михаила Саакашвили.
"Последние три года, со сменой власти в Грузии, отношение к нам улучшилось. До этого мы все время терпели унижения по национальному признаку, издевательства. Может показаться, что моя грузинская фамилия меня могла спасти от оскорблений, но это не так. Я родился и вырос в Цхинвале, постоянно здесь проживал, и от этого отношение ко мне было даже хуже, если бы я был этническим осетином", — говорит Борис Турашвили.
Такие же сложности переживали и остальные ребята.
"В самой колонии между заключенными отношения были нормальные. Из-за того что я — осетин, никто ко мне не придирался. И с оказанием медицинской помощи проблем не возникало. Но оскорбляли постоянно надзиратели и сотрудники тюрьмы", — говорит Зассеев.
Впервые за долгие годы каждый из них встретит завтрашний рассвет в собственном доме, выглянет в окно и тихо обрадуется первым в их новой свободной жизни лучам восходящего солнца.