ЦХИНВАЛ, 1 мар — Sputnik. Перемирие в Сирии продолжается уже четвертые сутки. Многочисленные организации с сомнительной репутацией, базирующиеся в Лондоне, с поразительной частотой пытаются убедить мир, что ВКС РФ и сирийская армия систематически нарушают режим прекращения огня, и призывают мировое сообщество принять по этому поводу меры, сообщает РИА Новости.
Корреспондент РИА Новости посетил авиабазу ВКС России "Хмеймим" в сирийской Латакии, где попытался выяснить, что изменилось за трое суток и почему боевые машины "стоят в чехле", а личный состав занят насущными делами.
Дипломатическая пауза
Режим прекращения огня, условия которого были согласованы ранее Россией, США и другими международными посредниками, формально вступил в силу на всей территории Сирии в ночь на субботу. Несмотря на ряд серьезных разногласий и отдельные случаи нарушения, все участники конфликта признают, что, по большей части, перемирие соблюдается. Главная интрига предстоящей недели — насколько ответственно все стороны будут соблюдать это хрупкое соглашение.
Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись на "Хмеймиме" уже после начала перемирия, — непривычная тишина. Впервые за полгода непрекращающихся боевых вылетов на авиабазе не слышен рев авиационных двигателей. Самолеты зачехлены и находятся на стоянке. У летчиков и техперсонала 27 февраля стал первым за несколько месяцев выходным днем.
Как пояснили ранее на брифинге представители Минобороны РФ, такие меры были предприняты с учетом вступления в силу резолюции Совбеза ООН по Сирии, а также для исключения возможных ошибок при нанесении ударов. При этом в военном ведомстве подчеркнули, что свои обязательства по прекращению огня Москва выполняет полностью — несмотря на попытки отдельных сторон убедить мировую общественность в обратном.
На российской авиабазе к подобным обвинениям относятся с юмором. "Как вы можете убедиться сами, у нас наступила "дипломатическая пауза", — поделился один из офицеров группировки российских ВКС. — Тишина давит на уши, и привыкнуть к ней куда сложнее, чем засыпать под гул взлетающих самолетов".
Часть парка, по его словам, в настоящее время проходит диагностику, однако в целом группировка находится в режиме ожидания. "Если потребуется, готовы вылететь на боевое задание в считанные минуты", — отметил представитель ВКС.
Вместе с моим спутником мы подошли к одному из Су-35 — новейших российских истребителей, поступивших на "Хмеймим" около месяца назад. "Смотрите, — улыбается офицер, прикладывая ладонь к двигателю. — Они все холодные. Их не запускали уже очень давно".
Неподалеку от истребителя группа военнослужащих сидит за небольшим столиком, о чем-то оживленно переговариваясь. Их лица выражают беззаботное веселье — редкая сцена для Сирии в наше время. Солдаты разыгрывали партию в домино, однако при моем приближении прервались. Узнав, что я журналист из Москвы, они не удивились, но попросили не делать поспешных выводов о происходящем.
"Это техники. Ребята делают свою работу как надо, просто сейчас затишье. Ленивых здесь не держим", — заверил мой собеседник.
К примирению готовы
Еще до вступления в силу режима прекращения боевых действий на базе начал круглосуточно работать "Центр по примирению враждующих сторон". Телефон этого центра, как рассказали представители ВКС, транслируется ежедневно в эфире всех государственных телеканалов. Он также значится в листовках, которые правительственные силы сбрасывают над районами, где пока не действует перемирие. Кроме того, всем жителям страны на мобильные телефоны регулярно приходят смс с призывами к налаживанию диалога.
В этот центр обращаются как лидеры вооруженных группировок, решившие прекратить боевые действия, так и представители местных властей, готовые к переговорам. Однако после пяти лет кровопролитного конфликта уровень доверия между сторонами стал таким низким, что остро встал вопрос о поиске посредника. Функции такового и взяла на себя Россия.
За несколько дней своей работы сотрудники Центра зафиксировали почти 70 обращений. Это и звонки, и письма на электронный адрес. Как сообщало ранее Минобороны, в данный момент представители почти пятидесяти населенных пунктов в таких провинциях, как Хама, Хомс, Дамаск и Дераа заявили о готовности подписать документы о перемирии.
В соответствии с достигнутой договоренностью, район, в котором базируется та или иная оппозиционная группировка, подавшая заявку на перемирие, автоматически переходит в категорию "мирных". Оппозиция берет на себя обязательство защищать подконтрольную ей территорию от террористической угрозы. Взамен ей гарантируется право полноправного участия в политической жизни страны.
Обратившись в Центр, представители оппозиционной фракции или группы получают возможность организовать переговоры с властями, при этом гарантом безопасности повстанцев выступает российская сторона. Как правило, переговоры проходят в несколько "раундов". Со стороны властей в них участвуют сотрудники "мухабарат" (сирийская спецслужба), от оппозиции — первые лица той или иной группировки.
Как правило, такие встречи заканчиваются успехом, а в ряде случаев — как это было в провинции Алеппо — оппозиция не только соглашается на примирение, но и борется с радикалами бок о бок с правительственными войсками.
Конец войне
Сами жители Сирии с оптимизмом воспринимают долгожданное начало примирения властей и отрядов вооруженной оппозиции. Несмотря на шаткость текущего положения и многочисленные оговорки, большинство граждан уверены — у сторон появилась возможность положить конец кровопролитному конфликту. Однако боевикам, на которых не распространяется действие режима прекращения огня, расслабляться не стоит — за их действиями группировка российских ВКС ведет постоянный контроль. Например, при помощи беспилотников, число которых на базе достигает порядка семидесяти.
Тем не менее в Латакии каких-либо крупных провокаций со стороны радикалов зафиксировано не было. Чего нельзя сказать, к примеру, о Дамаске, в окрестностях которого по-прежнему продолжаются боевые действия. Здесь формирования оппозиции, которые пошли на мировую с властями, соседствуют с теми, кто настроен продолжать боевые действия. Речь идет, прежде всего, о запрещенных в РФ террористических организациях "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра".
И все же, несмотря на это, жажда мира в стране, которая уже свыше пяти лет пребывает в состоянии гражданской войны, ощущается на каждом шагу. Городские кварталы, еще недавно считавшиеся опасными в силу постоянных обстрелов, оживают на глазах. Дети спокойно гуляют по улицам без сопровождения взрослых. Многочисленные магазины и лавочки, доселе остававшиеся закрытыми из-за войны, напоминают о возвращении безопасной жизни.
В то же время список формирований, которые могут присоединиться к общенациональному примирению, не является окончательным. Двухнедельная договоренность о прекращении огня стала уникальным шансом для любой желающей стороны доказать свою волю к реальному политическому диалогу.
И "остывшие" боевые русские соколы на авиабазе "Хмеймим" — лишь еще одно напоминание о том, что и Москва и Дамаск держат ворота к сирийскому миру открытыми.