В субботу 27 февраля в 19:15 в эфир Телеканала Звезда выйдет очередной выпуск проекта "Новая звезда". Во втором сезоне конкурса принимает участие вокалистка из Осетии, студентка Российской академии музыки имени Гнесиных Фати Бесолти.
— Как ты узнала о конкурсе "Новая звезда"?
— Просто переключала каналы. Случайно наткнулась на эту передачу. Шел еще первый сезон. Я посмотрела. Мне стало интересно, нашла информацию в интернете. Тогда я узнала, что в первом сезоне нашу республику представляла Елена Газзаева, и про кастинг на новый сезон, который должен был пройти в августе-сентябре. Затем я благополучно обо всем этом забыла.
Вспомнила о "Новой звезде" уже в сентябре, когда прием заявок заканчивался. У меня не было возможности принять участие в прямом отборочном туре, поэтому пришлось отправлять анкету на участие с записями в электронном варианте. "Будь, что будет", — подумала я, отправила и забыла. Через некоторое время со мной связались продюсеры проекта, сообщив, что я прошла и буду представлять Осетию на конкурсе.
— По какому принципу проходил отбор?
— Организаторы проекта отсматривали все материалы претендентов, выносили свой вердикт. Думаю, все происходило так. Если говорить о том, как проходит сам конкурс… Участвуют в проекте вокалисты из 85 субъектов нашей страны. Конкурс проходит в четыре этапа. В финале встретятся 12 лучших конкурсантов.
— Кто входит в состав жюри?
— Жюри конкурса — моя любимая тема, сплошь замечательные профессионалы. Они строгие, но справедливые, требовательные, но столько полезных вещей говорят вокалисту. Таким и должно быть идеальное жюри. В его состав входят: известный композитор Максим Дунаевский, музыкант и продюсер Денис Майданов, телеведущий Юрий Николаев, театральный режиссер Василий Бархатов, певица Зара.
Технически все происходит так: они сидят над сценой, имеющей форму звезды. У каждого из них есть собственный "луч света". Во время исполнения конкурсанта член жюри может убрать свой луч. Каждый луч — это 20 баллов. По сумме оставшихся баллов и решается судьба конкурсанта. После второго этапа к отбору должны подключиться зрители, которые смогут спасать выбывших участников, наиболее им полюбившихся. Все средства собранные во время голосования будут переданы благотворительному фонду "Подари жизнь". Так что зрители и артистам помогут и доброе дело сделают.
— Удалось пообщаться с кем-то из жюри, получить их советы?
— Да, они очень открыты и доброжелательны. После выступлений члены жюри проходили на бэкстейдж, делились своим мнением, давали небольшие рекомендации. Это очень ценно для вокалиста — услышать мнение людей, которых уважаешь. Я пообщалась с Максимом Дунаевским и Денисом Майдановым. Получила ценные советы по репертуару, образу.
— Насколько сильно ощущается конкуренция?
— Конкуренция в каком-то остром значении этого слова не чувствуется вообще, только положительное ощущение соревнования — честного и открытого. Во время подготовки к первому этапу все друг другу помогали, подсказывали, как улучшить выступление, на что обратить внимание. Мы репетировали и занимались, порой нам даже случайные зрители давали советы.
— Что будешь петь на первом этапе?
— Я выбрала одну из самых своих любимых песен — "Снег" Николая Носкова.
— Когда можно посмотреть эфир?
— Эфиры показывают каждую субботу в 19:15 на Телеканале "ЗВЕЗДА". Мое выступление будут показывать 27 февраля. Надеюсь на поддержку своих соотечественников и очень переживаю по этому поводу. Мне важно и волнительно знать, что за моей спиной любимая Осетия.
— Чего ты хочешь или ждешь от конкурса?
— Мое желание очень простое и логичное — хочу стать победителем "Новой звезды". Для меня это не самоцель, хотя, конечно, очень здорово. Я пока ничего не загадываю, но участие в конкурсе — хороший опыт. К тому же любой конкурс как рулетка, выпадет-не выпадет, твоя сегодня удача или нет. Главное для меня — петь.
— Какой музыке отдаешь предпочтение при исполнении?
— Я пою разную музыку: джаз, соул, рок, качественная популярная музыка. Джаз, конечно, — отдельная и важная история в моей вокальной карьере. Вершина. Джаз — это же очень серьезная музыка, в которой важна техника, способность к импровизации, харизма, тембр.
Последнее время все чаще выбираю произведения на русском языке. Мой педагог заразила меня любовью к российской музыке. Очень важно петь на том языке, на котором ты думаешь, чтобы передать всю гамму и глубину эмоций, которые автор вложил в свое произведение.
— Как и почему появилось желание переехать в Москву, чтобы продолжить свою карьеру в музыке?
— В столицу меня привела необходимость развиваться. Получение высшего музыкального образования по вокалу никогда не была самоцелью, главное — развитие. Признаюсь, было страшновато начинать в незнакомом городе, с чистого листа. Но я всегда где-то в глубине своего сердца хранила мечту — учиться в Гнесинке (РАМ имени Гнесиных). Мне казалось, что только здесь мне откроются все тайные знания и техника. Поступить казалось чем-то почти невероятным. Но у меня получилось. Спасибо за колоссальную поддержку Министерству культуры РСО-Алания!
— В Москве конечно гораздо больше возможностей для творчества.
— Даже в пределах ВУЗа можно скоординироваться с ребятами, сыграться, давать какие-то концерты.
— У тебя есть желание выступить на малой Родине?
— Я ни разу не выступала с концертами в Осетии после своего переезда в Москву. Но очень хочется! Конечно, здорово выступать на столичных площадках, и московского зрителя я люблю и ценю. Но с колоссальным удовольствием выступила бы, например, с Государственным национальным эстрадным оркестром имени Кима Суанова.
— А в Москве получается выступать?
— Да, у нас с джазовым пианистом Виталием Хлебниковым была своя акустическая программа. Очень "вкусная". Мы с ним здорово сыгрались, дали довольно много концертов. Сейчас пока затишье — учеба, "Новая Звезда". Но я открыта предложениям, готова на творческие подвиги.
— Как ты думаешь, что нужно, чтобы реализоваться в столице?
— У нас в Гнесинке вокалисты, так скажем, самостоятельны в выборе "делать" или "не делать". У каждого есть педагог, с которым он занимается, развивается, а в конце семестра мы показываем отчетное выступление, которое оценивается комиссией.
Очень многое зависит от коммуникабельности артиста, его умения находить общий язык с людьми. Вокалист должен быть самостоятельным, взять все в свои руки, собрать инструменталистов, привлечь и заинтересовать нужных людей, сделать интересную программу. На все это нужно время, желание и сила воли.
В Москве в различных заведениях проходят jam-session-ы, на которых музыканты могут познакомиться друг с другом, сыграться. Надо уметь влиться в музыкальную среду.
ВУЗ дает толчок для развития, дальнейший результат зависит от человека. Любой вокалист должен все время работать над собой, чтобы добиться результата.
Талант можно загубить, а можно развить. В любом случае каждый, кто обучается в Гнесинке, талантлив и уникален по-своему. Но если не работать над собой, можно все растерять. Люди часто теряют свой талант из-за излишней самоуверенности. Иногда люди думают, что некоторые вещи им даются свыше, они гении и могут не заниматься самосовершенствованием, что этот дар на всю жизнь. Но, как и везде, здесь нужно "впахивать", чтобы не только сохранить, но и развить талант.
В Москве очень много одаренных и способных людей. Конкуренция очень высокая, чтобы чего-то добиться, нужно иметь преимущества во всех отношениях: быть впереди и двигаться вперед. Необязательно быть впереди планеты всей, нужно найти свое и быть в этом лучшим.
— Как ты относишься к исполнителям, которые выступают в ресторанах?
— На мой взгляд, все зависит от человека. Бывает, да, что выступая в ресторанах, вокалисты теряют изюминку, идут на поводу у публики, растрачивая себя. Но для многих — это хороший опыт общения с разным зрителем. Они не просто выступают в ресторанах — они дают крутые камерные концерты. Так что мое отношение совершенно ровное.
— А ты поешь на осетинском языке?
— Да, в моем репертуаре есть песни на осетинском и на дигорском языках. Не так давно я выступала с еврейским ансамблем на концерте и пела на осетинском. Нас очень тепло встречала публика, хотя осетин там было всего два человека. Всем очень понравился наш эксперимент.
— Как тебе кажется, как можно приблизить осетинскую музыку к современному слушателю?
— Выйти за рамки привычного, экспериментировать с жанрами, звучанием, делать осетинскую музыку неожиданной. Мне бы хотелось привнести что-то свое в уже знакомые и известные осетинские произведения. Мне кажется, нашим песням пойдет акустическое, немного рок-звучания не помешает. Наш язык довольно музыкальный. Нужно пробовать и экспериментировать.
— Какой ты видишь себя в будущем?
— Хочется собрать свою команду музыкантов, работать над авторским материалом. Нужно давать много концертов, улучшать репертуар. Нужно работать и идти дальше. Хочется собирать большие залы и работать с публикой. С детства вижу себя на сцене больших площадок, всегда обожала артистов, способных зажигать публику. Как Дженис Джоплин, например.
— Была когда-нибудь в Южной Осетии?
— Да, конечно. Я представляла Северную Осетию в Первом международном конкурсе "Яблоко нартов". Он проходил почти сразу после событий 2008 года. Помню, как мы ехали мимо разрушенных войной сел. В Цхинвале нас водили в районы, где проходили боевые действия. Жуткое зрелище, которое я никогда не забуду. Я счастлива наблюдать новости о том, как Южная Осетия развивается и идет вперед. К сожалению, возможности насладиться прекрасной природой Юга у меня в моей прошлой поездке не было, но я с удовольствием готова приехать еще.