Юрий Вазагов, политический обозреватель, специально для Sputnik
В Южной Осетии продолжается активное обсуждение последних указов главы республики Леонида Тибилова, касающихся формирования Конституционного суда РЮО и реформы избирательной системы.
Оба вопроса остаются актуальными для общественности республики в течение многих лет. Речь идет о давно назревших необходимых решениях, принятие которых прежде многократно откладывалось. И если в случае с возвратом к смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе выборов в парламент, мы имеем дело с очередной избирательной реформой (за 25 лет существования законодательного органа Южная Осетия успела перепробовать несколько основных типов избирательных систем), то вопрос с Конституционным судом носит явно хронический характер. Так, согласно Конституции 2001 года Конституционный суд должен был быть сформирован в течение года после принятия самого Основного закона, то есть до апреля 2002 года. Таким образом, задержка в реализации конституционной нормы длится без малого около 13 лет. Объяснения, в чем причина игнорирования достаточно четкого пункта Конституции, со стороны руководителей исполнительной и законодательной ветвей власти звучали самые разные. Долгое время общественность убеждали в том, что в Южной Осетии нет судей с необходимой для такого уровня работы квалификацией. Любители же конспирологических теорий уверяли, что причина проволочек с формированием КС кроется в боязни импичмента президента или роспуска парламента, поскольку при обеих процедурах без Конституционного суда не обойтись.
При этом никто не подвергал сомнению тот факт, что суд республике необходим, поскольку без него говорить о полноценном функционировании судебной ветви власти не приходилось, да и о дальнейшем развитии всей правовой конструкции государства и становления демократического строя тоже.
Когда мы вспоминаем про КС
Более того, регулярно возникающие правовые коллизии и жалобы со стороны, как отдельных граждан, так и партий и общественных организаций, все чаще заставляли обращать внимание на проблему отсутствия КС. В частности, речь идет о пресловутом цензе оседлости и его толковании, в спорах вокруг которого точку может поставить только КС. Между тем, эта тема всплывает во время каждых президентских и парламентских выборов, когда "гильотина" ценза сносит головы тем или иным кандидатам.
Так было на президентских выборах 2001, 2011 и 2012 годов, и конечно не менее часто эта проблема возникала в ходе парламентских выборов 2004, 2009 и 2014 годов. Каждый раз все спорные вопросы решались в Верховном суде, другой, более высокой судебной инстанции, куда бы могли обратиться кандидаты, не существовало. Но тема ценза лишь верхушка айсберга тех проблем и противоречий, в том числе в законодательстве, решение которых относится к сфере компетенции Конституционного суда. Политический кризис зимы 2011—2012 гг. достаточно ярко высветил многие аспекты. Тогдашний президент Эдуард Кокойты перед своей отставкой успел объявить о начале процесса формирования Конституционного суда и даже заполнить президентскую квоту в рядах судей КС, однако дальше этого процесс не пошел.
В результате эта тема по-прежнему регулярно всплывала в ходе всех последних выборных кампаний, включая выборы президента в 2012 и в парламент 6-го созыва в 2014 году. Практически никто из кандидатов не возражал против давно назревшей необходимости решить затянувшийся вопрос. Парламентское большинство и остальные партии, представленные в парламенте РЮО, за прошедший год в свою очередь неоднократно высказывались за формирование КС, который должен разбирать жалобы и споры о полномочиях и пределах компетенции первых двух ветвей власти.
Новая попытка создания Конституционного суда
Реакция на указы президента Тибилова показала, что парламентские партии с удовлетворением восприняли долгожданные решения главы республики.
Так, по словам спикера парламента Южной Осетии Анатолия Бибилова, партия "Единая Осетия" еще в период парламентских выборов настаивала на необходимости формирования Конституционного суда, чтобы разобраться во всех тех казусах и противоречиях, которые преподносят югоосетинские законы.
"Конституционный Суд является органом, который рассматривает все вопросы, связанные с конституцией, конституционными законами и законами, которые могут в той или иной степени противоречить конституции. Он необходим и для того, чтобы разрешать споры между ветвями власти в случае принятия неправильного правового акта. С появлением Конституционного суда станет возможным наведение порядка в том, что может и имеет право рассматривать Верховный Суд и КС", — отметил глава законодательного органа РЮО.
В свою очередь, по мнению депутата от Народной партии Амирана Дьяконова, создание Конституционного суда послужит ликвидации правового вакуума в государственном устройстве республики и правовом регулировании разногласий между ветвями власти. Заявление о поддержке принятых указов прозвучали и со стороны депутатов от партий "Ныхас" и "Единство народа".С энтузиазмом отреагировали и непарламентские партии. По словам лидера партии "Фыдыбаста" Вячеслава Гобозова, Конституционный суд будет способствовать тому, что правовая система РЮО приобрела законченный вид и стала гораздо более эффективной в плане координации и гармонизации законодательства. "На сегодняшний день очень часто принимаемые законы и нормативно-правовые акты противоречат друг другу, и нет органа, который мог бы на основе Конституции регулировать эту систему", — считает Гобозов.
Как видно, на новый и самый высший орган судебной власти возлагаются большие надежды, причем всеми участниками внутриполитического процесса в республике.
Кто же станет судьями столь долгожданного в буквальном смысле этого слова Конституционного суда, жители Южной Осетии смогут узнать после 20 декабря, именно эта дата обозначена президентом республики как конечная для завершения формирования КС. Будет ли 20 декабря 2015 поставлена точка в затянувшемся на более чем 13 лет процессе, мы узнаем меньше чем через две недели.
Спикер парламента Бибилов обещает, что со стороны законодательного органа не будет никаких проволочек и до этого срока парламент утвердит свои кандидатуры на должность судей Конституционного суда.
Как формируется КС
Согласно конституционному закону "О Конституционном Суде Республики Южная Осетия", этот высший орган судебной власти формируется президентом и парламентом Республики Южная Осетия в количестве 5 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, достигших ко дню назначения возраста не менее 30 и не более 70 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
В частности, двух судей Конституционного суда назначает президент. Третьего судью тоже назначает президент, но уже с согласия парламента Республики Южная Осетия, выраженного большинством голосов от числа депутатов. При этом одна и та же кандидатура не может быть представлена более 2 раз, если депутаты два раза проголосуют против представленной президентом кандидатуры, то в следующий раз глава государства должен выдвинуть уже другого кандидата.
Со своей стороны парламент большинством голосов назначает двух судей Конституционного суда.
Затем назначенные путем консенсуса пятеро судьей КС тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирают на своем заседании председателя, заместителя председателя и судью-секретаря Конституционного суда сроком на 3 года.
Нелегкая это работа
В законе о Конституционном суде содержится много пунктов, обеспечивающих неприкосновенность и несменяемость его судей, достаточно сказать, что судья Конституционного суда назначается на должность на десять лет, а его повторное назначение на второй срок не допускается. Кроме того, судья Конституционного суда не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им на заседании КС, а также за принятые решения.
Особое внимание в законе уделяется требованиям, предъявляемым судьям КС относительно их беспристрастности и независимости от различных политических сил. Для этого они не должны состоять ни в какой партии, не имеют права даже присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью, а также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
Одним словом, полномочий, прав и одновременно правовых ограничений у судей КС более чем достаточно. Смогут ли они справиться с ожидаемым объемом работы, который накопился за столько лет отсутствия высшего органа судебной власти в Южной Осетии, покажет время, как и то, удастся ли Конституционному суду беспристрастно контролировать соблюдение Основного закона всеми ветвями власти, не становясь заложником политических игр.