Лев Дзугаев, политолог, кандидат философских наук специально для Sputnik
Напомню, что существует американо-российский меморандум о взаимопонимании по предотвращению инцидентов при контртеррористических операциях в Сирии. Он охватывает процедуры в сфере безопасности между коалицией во главе с США (куда входит и Турция) и ВКС России, осуществляющих антитеррористические операции в воздушном пространстве САР. И должен как раз предотвращать инциденты, подобные тому, что произошел 24 ноября в приграничной между Сирией и Турцией зоне.
Турецкая сторона утверждает, что самолет вторгся в воздушное пространство Турции, пилотов 10 раз предупреждали о нарушении ими турецкой границы, пилоты не реагировали, и поэтому был открыт огонь на поражение.
Российская же сторона подчеркивает, что самолет не угрожал турецкой стороне и не вторгался в воздушное пространство Турции, а был сбит над сирийской территорией в 4-х километрах от турецкой границы.
Данные объективного контроля подтверждают правоту российской стороны: российский Су24 был сбит над сирийской территорией. Агентство Рейтер со ссылкой на источник в Вашингтоне сообщает, что США склоняются к версии о том, что Су-24 был сбит над территорией Сирии после краткосрочного пребывания в воздушном пространстве Турции. Такой вывод делается на основании данных о тепловом излучении двигателей сбитого самолета.
Эксперты поясняют, что в условиях сложного рельефа местности российский самолет если и пересекал турецкую границу, то на очень короткое время. Сама турецкая сторона опубликовала данные, согласно которым Су-24 находился в турецком воздушном пространстве не более шести секунд (!). За это время невозможно по тревоге поднять истребители, которые вылетают на перехват "нарушителя", и даже если они несли боевое дежурство в этом районе, невозможно 10 раз предупредить "нарушителя" о том, что он залетел туда, куда не следует.
Поэтому многие аналитики говорят о заранее продуманной провокации: зная маршруты российских самолетов, которые в этом регионе после выполнения боевых задач возвращаются на авиабазу Хмеймим, турецкие истребители ждали и целенаправленно готовили атаку. А это уже другая история.
Уже много сказано и написано, что именно на этом участке сирийско-турецкой границы происходит проникновение в Сирию боевиков из разных стран. Здесь каналы их снабжения, маршруты, по которым игиловцы осуществляют транспортировку нефти и нефтепродуктов, которые затем через турецкие порты находят своих покупателей. Неслучайно Турция планировала именно здесь создать бесполетную зону.
Сейчас, кроме самолетов ВКС РФ и коалиции под эгидой США, куда, подчеркнем, входит и Турция, в этом регионе другие вроде бы и не летают.
Но даже если допустить, что турецкие летчики не определили принадлежность атакуемого самолета, сбили его, тем более на сирийской территории, осознали, что сбит самолет дружественной, как они утверждают, страны, что должны были сделать по логике в Анкаре? Связаться с Москвой, сообщить о допущенной ошибке, принести свои извинения. Что произошло вместо этого? Анкара обратилась в НАТО с просьбой срочного созыва Совета НАТО. Официальная реакция НАТО оказалась весьма сдержанной. Хотя и в ней было отмечено, что Турция имеет право на самооборону. В этих условиях реакция России была вполне предсказуема.
Между тем сама Турция весьма своеобразно трактует некоторые нормы международного права. По данным Генштаба ВВС Греции турецкие ВВС 1269 раз нарушали воздушное пространство Греции в 2014 году, в 2015 году за десять месяцев —1235 раз, в том числе 31 полет над территорией Греции. За семь месяцев 2015 года произошло 175 нарушений морской границы. Эти действия, учитывая специфику отношений двух стран, хотя формально и членов НАТО, постоянно создают напряженность и приводят к различным инцидентам. Но греки не открывают огонь на поражение.
При всех попытках современного турецкого руководства демонстрировать самостоятельность своих действий, не случайно многие аналитики говорят о том, что она выполняет чужой заказ. Вспомним, прозвучавшие в октябре 2015 года, заявления министра обороны США о том, что Россия «вскоре может увидеть свои падающие самолеты".
И в этом смысле интересно более внимательно понаблюдать за позицией Вашингтона. Он не мог не признать очевидное, что Су-24 был сбит над территорией Сирии. Но одновременно признал право Турции на самооборону. Вопрос: от кого? От России? Россия никогда не угрожала Турции.
Тогда каковы мотивы турецкой стороны? Представить себе, что Анкара считала, что Москва не отреагирует на "удар в спину", даже если постараться, очень трудно. Может быть, это месть Анкары за то, что поставлены под сомнение ее усилия сыграть одну из главных ролей в формировании новой политико-экономической конфигурации региона? За ущерб, нанесенный конкретным бизнес-интересам некоторых представителей высших политических кругов Турции?
Или это откровенная провокация, нацеленная на срыв попыток создания широкой действенной коалиции, способной нанести непоправимый ущерб проекту "Исламское государство"?
Скорее и то, и другое. И тем опаснее произошедшее для самой Турции.