Артем Кирьянов, Sputnik Беларусь
Годовалую Еву у подъезда похитил ее собственный отец Ислам Юсупов. Суд оставил право воспитывать девочку за матерью, однако общую дочь Юсупов ей так и не вернул.
Отыскать пропавшую дочь Ольга Бузюма ее мама и бабушка пытаются уже шестой год. Информацию о местонахождении Евы они собирают по крупицам. Но три года назад бывший супруг Ольги бесследно исчез вместе с новой семьей.
На его странице в соцсети тогда появился последний снимок Евы. На фото она стоит с неизвестным мужчиной в камуфляже и автоматом в руках. Теперь о дочери Ольге напоминают лишь фотографии и видеоролик на Youtube, смонтированный Юсуповым. Корреспондент Sputnik встретился с мамой похищенной малышки и узнал, как продолжаются поиски Евы.
Неожиданное похищение
Незадолго до трагедии Ольга Бузюма рассталась с мужем. По словам собеседницы Sputnik, Ислам критиковал ее образ жизни.
"Ему не нравилось, что я учусь, работаю, встречаюсь со знакомыми. Даже с соседями общаться было нельзя", — от мужа девушка с ребенком сбежала и вернулась из Москвы в Беларусь.
Супруги официально развелись, но Юсупов не раз приезжал в Брест. Он виделся с дочерью и останавливался у Ольги дома. Что отец грудного ребенка похитит, никто не мог представить.
В тот злополучный вечер домой Ольга Бузюма возвращалась с Евой со стороны детской площадки
У подъезда своего дома Ольга еще раз вспоминает вечер 23 июля 2010 года. В тот день с годовалой Евой она возвращалась с прогулки. "Остановились возле подъезда, я услышала "привет" и обернулась. Что-то в лицо мне прыснули, и я упала", — рассказала Ольга.
Из-за ожога глаз мама девочки не успела рассмотреть лицо мужчины. Последнее, что она увидела, как ребенка закинули в машину. Голос напавшего показался ей похожим на голос бывшего мужа.
Решение с противоречием
Уже после похищения, в феврале 2011-го, суд Московского района Бреста вынес решение, по которому право проживать и воспитывать Еву признали за Ольгой. В декабре того же года решение подтвердил Верховный суд Ингушетии. Однако на встречный иск Юсупова та же инстанция отреагировала странным решением.
Верховный суд Ингушетии тогда дал право оставить ребенка у себя Исламу Юсупову. При этом решение белорусского суда отменено не было, а ребенок находился в розыске.
"Такое ощущение, что ты сходишь с ума, когда читаешь эти документы. Они противоречат друг другу", — призналась в беседе со Sputnik бабушка девочки Людмила Бузюма.
Но даже после этого отец не показал ребенка маме и бабушке. "Хорошо, определил суд решение, что ребенок остается с отцом. Так покажи его хоть кому-нибудь!" — возмущается поведением зятя бабушка Евы.
Обещанного три года ждут
Весной 2013-го Людмила Бузюма отправилась в Ингушетию. Ей удалось встретиться с главой республики. Виделась она и с отцом Ислама Юсупова. Маджит Татиев тогда утверждал, что его сын уехал с семьей в Москву две недели назад.
"Но я видела Юсупова за день до встречи. Я спрашивала Маджита, почему он обманывает. Я не просила нарушать закон — только исполнить решение суда", — недоумевает Людмила Васильевна.
На самом деле в те дни Ева лежала в больнице, что подтверждают документы.
Глава Ингушетии во время встречи сказал бабушке Евы, что по всем законам девочка должна жить с мамой. И дал слово, что ребенка ей обязательно вернут. Это было в апреле. "Но апрель прошел, уже четвертый год покатил. Обещанного три года ждут", — горько шутит бабушка девочки.
Вернуть дочь не помогла и силовая операция. Когда правоохранители привели Ольге отобранного у Ислама ребенка, это была совсем другая девочка.
"Мы не знаем, вообще живой ребенок или нет"
В последний раз Ольга слышала голос дочери через три месяца после кражи — тогда Ева плакала в трубку. После этого на связь выходил только Ислам. Через некоторое время по телефону с ней соглашался поговорить лишь отец Юсупова. А вскоре бросать трубку стал и он.
Не видели Еву также с момента похищения.
"Мы не знаем, вообще живой ребенок или нет. Раньше соседи или знакомые могли сказать, что видели ее. С тех пор как что-то там случилось, ребенка не видел вообще никто. Что я за это время слышала от мужа, так это слова "докажи, что у тебя есть дети, ты вообще не рожала", — резюмирует Ольга Бузюма.
Теперь о Еве маме и бабушке напоминают только фотографии. Их женщины "воровали в интернете" с закрытой страницы Ислама в соцсети на протяжении двух с половиной лет. Потом отец девочки вовсе перестал выкладывать снимки. После этого уже подросшую дочь Ольга смогла увидеть лишь однажды. Бывший муж, который теперь снимает свадьбы, выложил на Youtube ролик с участием трехлетней на тот момент девочки.
Любая стена проходимая
Есть один снимок, который вызывает у Ольги самые серьезные опасения. На нем Ева изображена с мужчиной в камуфляже и автоматом в руках. Мама похищенной девочки признается, что это — самая страшная из найденных фотографий.
Что за мужчина на снимке, Ольга не знает. Автомат он держит так, что по серийному номеру принадлежность вычислить нельзя. А отсутствие опознавательных знаков на форме наводит на не очень хорошие мысли.
"Ко мне приезжала девочка из Бреста, она тоже это видела. Он считает, что это правильно. С таким же удовольствием он рассказывал про школу в Беслане. Но на эту тему я больше не хочу говорить", — прерывает разговор мама Евы.
Радикальные настроения Ислама Юсупова заставляют Ольгу серьезно переживать за ребенка. Женщина говорит, после похищения муж угрожал ей. Утверждал даже, что может сделать ребенка шахидом.
"Сами понимаете менталитет этих людей. Там совсем другое отношение к жизни, к смерти, за что умирать. Они идут туда не в здравом уме, но с удовольствием", — озвучивать худшие версии Ольга не решается.
Однако поиски Евы брестчанка намерена продолжать. "Любая стена проходимая", — уверена Ольга.
По мнению мамы похищенной малышки, вопрос только во времени, терпении и силах. Она говорит, что будет бороться за ребенка. Ольга Бузюма убеждена, что Ева однозначно будет с ней.