Спасатели, дорожники и врачи вместе учились обеспечивать безопасность Транскама

© Sputnik / Дзерасса БиазартиУчения на Транскаме
Учения на Транскаме - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Транскам — одна из самых опасных дорог в России, здесь находится более 100 лавинных очагов. 13 из них находятся с южной стороны Рукского тоннеля.

ЦХИНВАЛ, 12 ноя — Sputnik, Дзерасса Биазарти. В Северной Осетии прошли крупномасштабные учения Росавтодора, в которых приняли участие ведомства, отвечающие за безопасность передвижения автотранспорта по Транскавказской автомагистрали. Свыше ста специалистов различных служб оттачивали систему взаимодействия, в учениях было задействовано 40 единиц техники.

Сход сели на Транскаме - Sputnik Южная Осетия
МЧС: к ликвидации последствий камнепада на Транскаме привлекли военных

Дорожники, спасатели, сотрудники ГИБДД, пограничники и врачи Медицины катастроф должны действовать как единый, слаженный механизм, без промедлений, без заминок. Только при такой выверенной работе здесь, на единственной дороге, соединяющей Южную Осетию с Россией, можно обеспечить бесперебойное безопасное движение и не допустить трагедии.

Руководитель Рукского противолавинного отряда Аслан Дзугаев работает на Транскаме уже более двадцати лет. По его словам, за последние десять лет ни один человек на дороге не пострадал во время схода лавин. В то время, как еще десять лет назад Транскам был местом, где под снежными лавинами массово гибли люди.

"На Транскаме постоянно происходили трагические случаи, гибло много людей, а все из-за того, что не было слаженности между действиями служб, не было тех служб, которые сейчас здесь находятся. Дорога вовремя не расчищалась, не давалась вовремя команда о ее закрытии, если она и давалась, то никто ее не выполнял. Раньше эта дорога в народе называлась "дорогой смерти", а сейчас это полностью безопасный путь для передвижения, здесь все отслеживается, теперь это "дорога жизни", — рассказывает Аслан.

© Sputnik / Дзерасса БиазартиНачальник Рукского противолавинного отряда Аслан Дзугаев
Начальник Рукского противолавинного отряда Аслан Дзугаев  - Sputnik Южная Осетия
Начальник Рукского противолавинного отряда Аслан Дзугаев

По словам специалистов, именно утверждение "регламента взаимодействий", в котором четко прописаны действия каждого ведомства, участвующего в ликвидации последствий ЧС, позволило в корне изменить положение дел.

Однако Транскам и сегодня является одной из самых опасных дорог в России, здесь находится более 100 лавинных очагов.

Чуть ниже, над селом Бурон, светит яркое солнце, однако на одном из самых опасных участков Транскама между Чертовым мостом и Северным Порталом клубятся серые облака, идет снег. Словно по заказу, чтобы гости из других регионов России могли убедиться лично — эта дорога суровое испытание для всех, кто обеспечивает здесь безопасность и даже для тех, кто просто по ней передвигается. Оценить действия коллег в непростых горных условиях приехали руководители федеральных дорог от Магадана и до Калининграда.

По словам заместителя начальника управления дороги Санкт-Петербург —Мурманск Юрия Палосина, опыт североосетинских коллег необходимо перенимать и другим регионам, где существуют схожие проблемы.

"У нас схожее положение на Кольском полуострове. Лавины, конечно, не сходят, но снегозаносимые перевалы имеются. Вопросы взаимодействия, которые здесь отрабатываются, очень важны. Надо признать, что в Осетии работа взаимодействия МЧС, дорожников и ГИБДД построена на высоком уровне, этот опыт надо продвигать в другие регионы, применять там, где очень часто возникает такая же ситуация", — сказал Палосин.

Первый снег, который сыпется из свинцового неба, пока не представляет опасности, скорее просто создает подходящую атмосферу. Однако настоящие снегопады не за горами, дорожники готовятся к сложному зимнему периоду. Только на этом участке, самом "проблемном" по их словам, за прошлую зиму сошло восемнадцать лавин.

"Сложность работы заключается в том, что и погода, и место подразумевают мгновенное изменение обстановки. Сейчас идет мелкий снег, а через час будет сильный ветер и будет заметено все. Изменяющиеся обстоятельства подразумевают принятие экстренных, незамедлительных мер. Поэтому так важна отточенность действий. Каждый должен знать, что делать в любое время суток" — отметил замглавы ГУ МЧС по РСО-Алания Николай Иванов.

Согласно легенде учений, Транскам перекрыла лавина объемом более 1000 кубометров. Под толщей снега оказался автомобиль с пассажирами.

© Sputnik / Дзерасса БиазартиНачальник отрезка Транскама до Алагира Роберт Гозимов
Начальник отрезка Транскама до Алагира Роберт Гозимов - Sputnik Южная Осетия
Начальник отрезка Транскама до Алагира Роберт Гозимов

Приказ "всем взаимодействующим структурам приступить к выполнению обязанностей в соответствии с подписанным регламентом" на учениях зачитывают в громкоговоритель. Все присутствующие слышат мгновенную реакцию соответствующих служб: в смоделированной ситуации счет идет на секунды, впрочем, как и в реальной жизни.

МЧС и дорожные службы расчищают Транскам от обрушившихся на дорогу гор - Sputnik Южная Осетия
МЧС и дорожные службы расчищают Транскам от обрушившихся на дорогу горных пород

МЧС рекомендует перекрыть Транскам, взаимодействующие ведомства моментально подключаются к решению чрезвычайной ситуации, и устранению возможных последствий.

Медики и спасатели эвакуируют пострадавших. Лавинщики осматривают горные склоны и сообщают о том, что угроза схода лавин сохраняется. По склону производится выстрел из одного из зенитных орудий, расположенных на дороге. Пушка стреляет по-настоящему, выстрел оглушает, через мгновения с вершин доносится раскатистое эхо. Только после этого дорожники приступают к расчистке дорожного полотна.

Техника на дороге творит чудеса: водители виртуозно управляются с многотонными машинами-гигантами, синхронно разъезжаются и съезжаются, сохраняя дистанцию в несколько сантиметров. За считанные минуты гора щебня, имитирующая снежный завал, расчищена.

Учения завершены, руководители служб собираются в штабе для подведения итогов. Всем, кто замерз, предлагают выпить горячий чай в пункте обогрева, развернутом неподалеку.

В крупномасштабных учениях так же принимают участие сотрудники МЧС Южной Осетии. Как рассказал Sputnik министр МЧС Южной Осетии, полковник Сергей Санакоев, спасатели Юга и Севера постоянно работают в очень тесном контакте.

"Мы приехали по приглашению наших коллег с севера. Естественно, эти учения не только интересны нам, но также очень важны. Самый тяжелый и опасный период для Транскама — это зима, лавины, что на юге, что на севере. Конечно, на севере большая часть лавиноопасных участков, на юге 13 участков, за которыми мы также следим каждую зиму. Дорожная служба Южной Осетии базируется в Руке. Совместная работа идет постоянно, мы всегда готовы оказать помощь друг другу, по необходимости принимаем участие в спасательных работах одновременно", — сказал Санакоев.

По словам специалистов, сотрудничество и взаимовыручка на Транскаме — единственный залог благополучного функционирования как северного, так и южного участка дороги. Для жителей Осетии Транскавказская автомагистраль — не просто дорога, а единственный путь, связывающий разделенный народ. Поэтому, за ситуацией на Транскаме ежедневно следят дорожники и спасатели по обе стороны Кавказского хребта.

За последние годы соответствующим службам не только удалось сделать передвижение по Транскаму максимально безопасным, но также сократить период, который специалисты называют "простоем". Если в прежние времена дорога не функционировала по два-три месяца в год, то сегодня этот период сократился до двух недель, даже в условиях суровых снежных зим.

Лента новостей
0