Юрий Вазагов, политический обозреватель, специально для Sputnik
Вот уже вторую неделю в России, Южной Осетии и Грузии эксперты и политики обсуждают неожиданную активность Международного уголовного суда в Гааге, спустя семь лет изъявившего желание расследовать военные преступления в ходе событий августа 2008 года в Южной Осетии. Первые оптимистичные комментарии российских и югоосетинских политиков и экспертов сменил плохо скрываемый скепсис и откровенное недоверие, благо поводов верить в объективность МУС критически мало.
Пятнадцатого октября свою позицию по поводу намерений МУС обозначил и МИД РФ, подчеркнув, что Россия ждет справедливого решения Международного уголовного суда по событиям в Южной Осетии. Как заявили в российском внешнеполитическом ведомстве, свидетельства очевидцев преступлений режима Михаила Саакашвили подкрепляются материалами российского уголовного дела, более тридцати томов которого были переданы прокуратуре МУС.
Особо внимание в МИД РФ обратили на факт нападения грузинских вооруженных подразделений на российских миротворцев, в результате которого они потеряли десятки человек погибшими и ранеными. Вместе с тем, российские дипломаты выразили сомнение в том, насколько объективно МУС собирается интерпретировать события августа 2008 года.
Поводом для появления столь широкого резонанса вокруг событий августа 2008 года изначально послужило недавнее заявление прокурора МУС Фату Бенсуды. После изучения предварительной заявки она, спустя семь лет (!) сделала вывод, что во время скоротечной августовской войны в Южной Осетии были совершены преступления, подпадающие под юрисдикцию суда в Гааге.
Прокурор МУС Бенсуда
Международный уголовный суд был создан еще в 2002 году в качестве первого постоянного международного органа уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование виновных в геноциде, военных преступлениях, преступлениях против человечности. Правда, за последние годы МУС обходил стороной многочисленные войны на постсоветском пространстве, произошедшие за последние 25 лет, предпочитая «гонять» различных племенных вождей и президентов из Мали, Конго, Нигерии, Судана и других африканских стран.
Главный прокурор МУС Фату Бенсуда, будучи сама родом из Гамбии, имеет особые заслуги на этом поприще. Более серьезных игроков на международной арене прокурор из Гамбии до сих пор не затрагивала. Так, к примеру, в июле 2015 года она отклонила запрос коллегии судей МУС о начале уголовного расследования в отношении солдат израильской армии, совершивших рейд на судно "Мави Мармара", пытавшееся прорвать морскую блокаду Газы в 2010 году. Действия израильских силовиков тогда привели к гибели правозащитников и активистов этой акции.
Бенсуда обжаловала решение против закрытия этого дела, принятое двумя голосами портив одного, хотя коллегия потребовала от прокурора учесть, что погибшие во время рейда ЦАХАЛа активисты "потеряли жизнь из-за преднамеренных действий или политики с намерением напасть, убить или ранить гражданских лиц". Кроме того, коллегия заявила, что Бенсуда сделала "существенные ошибки в определении тяжести этого случая".
Не рискнув затрагивать интересы Израиля, прокурор МУС переключилась на кавказское направление, одну из сфер ключевых интересов России. Фату Бенсуда приехала в Грузию, где к ее встрече усиленно готовились, хотя ожидания от этого визита не у всех были одинаковые.
Официально заявлено, что прокурор МУС посещает Грузию, чтобы собрать дополнительные сведения о событиях войны 2008 года. Между тем, ходатайствуя о начале судебного следствия, прокурор обнародовала некоторые результаты собственного предварительного расследования. Она, в частности, заявила, что во время августовской войны против этнических грузин совершались преступления в рамках плана, «организованного и проведенного де-факто властями Южной Осетии и при возможном участии представителей российских вооруженных сил», целью которого было изгнание грузинского населения из Южной Осетии.
"Существуют веские основания полагать, что ВС Южной Осетии и Грузии совершили военные преступления, напав на персонал или объекты миссий по поддержанию мира. Сообщалось, что десять российских миротворцев были убиты и еще тридцать ранены в результате нападения грузинских военных на их объект. Была разрушена база российского миротворческого контингента, в том числе (принадлежавшее им) медицинское учреждение", — говорится также в заявлении прокурора МУС.
Несмотря на изначальную предвзятость, заключающуюся в оценках действий югоосетинских и российских войск, заявления Фату Бенсуды несколько озадачили грузинскую сторону тем, что Южная Осетия и Грузия указаны в качестве сторон конфликта, в то время как грузинская (и западная) пропагандистская машина изначально делала акцент на том, что, якобы, речь может идти только о российско-грузинской войне. Впрочем, грузинские эксперты, в частности Давид Джандиери, надеются, что прокурор МУС "подкорректирует" формулировки после получения официального разрешения на проведение расследования.
Что грозит Саакашвили?
На отношение к неожиданной активности гаагского прокурора в Грузии свой отпечаток накладывает и внутриполитическая ситуация. Ряд депутатов от правящей коалиции "Грузинская мечта" выразили надежду, что решение Международного уголовного суда позволит наказать и заставить отвечать за содеянное всех виновных, с любой из сторон. За такими обтекаемыми формулировками скрывается желание "ГМ" избавиться от главного противника — Михаила Саакашвили руками прокурора МУС, а заодно свалить на него всю ответственность за отсутствие видимых успехов в деле урегулирования отношений с Южной Осетией и Абхазией.
Впрочем, рассчитывать на подобный сценарий развития событий пока что имеется мало оснований. Саакашвили по-прежнему остается активным проводником политики США на постсоветском пространстве, участвуя в реализации очередного антироссийского проекта, на этот раз на Украине. Представить, что американцы могут сдать своего подопечного и допустить его участие в качестве главного обвиняемого на международном суде, достаточно трудно, тем более, если учесть, что обвинения в адрес Саакашвили непосредственно ударяют и по США как главным спонсором его режима.
ЕС Гааге не указ
Если бы Международный уголовный суд в Гааге намеревался объективно разбираться в событиях войны августа 2008 года, то, помимо материалов Следственного комитета РФ, для начала расследования вполне должно было хватить результатов работы международной комиссии ЕС во главе с Хайди Тальявини. В итоговом докладе комиссии Грузия была недвусмысленно названа агрессором, начавшим боевые действия и к тому же совершавшим военные преступления, применяя системы залпового огня "Град", кассетные боеприпасы и другие подобные средства против мирного населения.
На доклад Тальявини Фату Бенсуда пока что даже не пробовала ссылаться, что также говорит о многом.
Свои сомнения в объективности расследования МУС изначально выразили и в Следственном комитете РФ. Глава ведомства Александр Бастрыкин не исключил, что расследование событий 2008 года может быть использовано как повод для оказания давления на Россию и предлог к началу очередной антироссийской кампании. Такого же мнения придерживается большинство российских политологов, полагая, что на фоне позиции России по Украине и Сирии, Запад не упустит такого шанса.
В этом им явно хотят помочь радикальные прозападные круги в Грузии, готовые вновь разыграть образ "жертвы российской агрессии", чтобы привлечь внимание общественного мнения Запада, в том числе для ускорения процесса интеграции с НАТО. Некоторое расширение торгово-экономических связей Грузии с Россией и смягчение риторики не устраивает сторонников форсированного вступления в ряды Североатлантического альянса. В случае, если Фату Бенсуда получит разрешение на расследование, можно ожидать начала нового антироссийского шоу в грузинских СМИ и нового витка информационного давления на Южную Осетию и Абхазию.
Заявление министра юстиции Грузии Теи Цулукиани в этом плане звучит многообещающе. Накануне визита в Грузию прокурора Международного уголовного суда в Гааге, глава Минюста отметила, что главным препятствием в процессе расследования обстоятельств и событий конфликта является то, что грузинские прокуроры не могли попасть на территорию, неподконтрольную тбилисским властям. "Если мы не имеем доступа на оккупированные территории, в этом Грузия не виновата — в этом виновата оккупация. Теперь гаагская прокуратура должна восполнить этот пробел при нашей помощи и сотрудничестве. Надеюсь, что Гаага проведет полноценное расследование там, куда наши прокуроры не могли попасть ни при прежней власти, ни сейчас", — заявила Цулукиани.
Иными словами, речь идет о требовании свободного доступа представителей МУС на территорию РЮО, в противном случае Южную Осетию начнут обвинять в создании препятствий "объективному" расследованию.
Про избирательное правосудие
Давление можно ожидать не только со стороны Грузии. По озвученной информации, Международный уголовный суд заинтересовался и Украиной. По словам заместителя генпрокурора Украины Виталия Касько, представители МУС в конце октября посетят Киев и решат, есть ли основания для расширения юрисдикции трибунала на преступления, совершенные "против Евромайдана и на востоке Украины". Еще в феврале текущего года по решению Верховной рады в Международный уголовный суд были направлены "доказательства преступлений против человечности, совершенных в Донбассе".
Таким образом, России и ее союзникам западные "ястребы" планируют устроить настоящие информационные битвы.
Тот факт, что Россия не ратифицировала Римский статут МУС, вряд ли станет серьезной преградой для выдвижения громких обвинений. Впрочем, если Международный уголовный суд в Гааге и на этот раз станет удобным орудием в руках одного геополитического центра силы, то он рискует окончательно девальвировать свое значение и подтолкнуть Россию и ряд других стран к запуску процесса формирования альтернативных международных судебных инстанций. В данном случае речь идет о последнем шансе для Гаагского суда доказать свою беспристрастность.
Западное правосудие за последние 20 лет успешно дискредитировало себя весьма избирательным применением. Продолжение подобной тенденции может привести к тому, что вслед за формированием новых геополитических и финансовых центров типа ШОС, БРИКС и Евразийского союза и постепенного отказа от "долларовой" империи, может начаться процесс отказа и от ангажированной западной судебной системы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.