Цхинвал — это город, испытавший множество трудностей; город, переживший не одну войну; город, который прошел разные этапы в своей истории. Период его расцвета (60-80-е годы) сменили годы войны и отбросили республику в развитии на много лет назад.
К сожалению, в годы его расцвета меня, по словам мамы, "еще и в планах не было", и по ее же рассказам "тот Цхинвал значительно отличался от современного. Я и представить не могла, что когда-нибудь мне придется жить в другом городе", — говорила она, — настолько жизнь в маленьком уютном Цхинвале в то время была интересна и налажена. Начавшиеся беспорядки внесли свои коррективы в жизнь горожан, в том числе и жизнь моей семьи. Мы с родителями переехали во Владикавказ в 94 году, когда мне было около 5 лет. Но любовь и особое отношение к городу, наверное, передалось мне от мамы.
Привкус детства это…
Это самая уютная улица Шавлохова, расположение которой зачастую не могут припомнить даже таксисты, хотя находится она в центре. Улица эта узкая, по обочинам ее растут огромные деревья, кроны которых, летом соединяясь, образуют своеобразную галерею, а вся улица оказывается в их тени.
Это самый дружный двор, где соседи могут без стука зайти в гости на чашку утреннего кофе.
Это самый родной дом — дом на ул. Шавлохова, 12, в котором выросло несколько поколений моей семьи.
Традиции нашего двора
Помимо меня на летние каникулы к бабушке в дом напротив приезжали еще мои друзья. С того момента и начинались "настоящие летние каникулы". Некоторые из развлечений входили в нашу ежегодную летнюю программу игр, то есть становились традиционными.
Например, начало лето у нас обязательно было связано с вечерней охотой на светлячков. Днем же мы совершали набеги на огороды соседей. Сорвать кислое еще недоспевшее яблоко или сливу… вот, наверное, почему я до сих пор так люблю кислые ягоды и фрукты. Завершая летний сезон, мы обязательно должны были закопать клад — небольшой ящик с ценными для нас на тот момент предметами (это могли быть рисунки, наклейки, лаки для ногтей — обязательно ядовитых цветов, маленькие куколки и прочие мелочи). Каждый раз мы составляли карту захоронения клада, но к следующему лету благополучно ее теряли.
Самый жаркий день лета по традиции отмечался "водными процедурами". Подготовка к мероприятию проходила несколько этапов: самый сложный — согласование этой активности с родителями, после все по стандарту — сбор пластмассовых бутылок, в крышках которых проделывались дырки (одна или несколько). Наполнение емкостей водой, чем холодней, тем лучше. Апробация "водометного оружия" и… Огонь!!! Точнее "Водааа!!!"
В обед, когда солнце бывало в зените, обжигая нас своими лучами, на улице появлялся мороженщик с криками: "Марооожни, мааарожни", а мы, в свою очередь, бежали домой с криками: "Деньги, деньги!"
Еще одно «вкусное» летнее воспоминание связано, как ни странно, с мытьем ковров. По традиции, один из летних дней был посвящен этому делу. Обычно кто-то из соседей, заметив удачное стечение нескольких обстоятельств (хороший напор воды, жаркая погода и наличие свободного времени), выносил свой ковер во двор, предварительно подготовив под ним асфальт. Увидев этого добровольца, все остальные принимали негласную эстафету, подключались к процессу… и, вот уже вся улица в коврах, а все взрослые со шлангами, щетками, порошками. Мне тогда очень нравилось мыть ковры, чего не могу сказать о себе сейчас… странная закономерность.J
К зиме в Цхинвале начинали готовиться, как подобает, летом. А это значит, что перед каждым домом ближе к сентябрю появлялась груда бревен. И это еще одно "поле" для детских развлечений. Бревна самой разной толщины, размеров, сортов как горы вырастали прямо перед домами, создавая полосу препятствий для заезжающих на улицу автомобилей, а мы, в свою очередь, не уставали ежедневно покорять их вершины. Спустя какое-то время (неделя или две) наступал час их распила. В такие дни улица наполнялась терпким запахом древесины, шумом бензопилы и грудами опилок.
Еще одной летней традицией, я считаю, "дни поедания тутовника". Дело обстояло следующим образом… теплый летний вечер, созревший тутовник, коллективное желание отведать сладкие плоды этого дерева и вовремя проходящий мимо соседский мальчишка, который и становился добытчиком желаемых плодов. Собственно для него, как для истинного кавказца, это было лишним поводом продемонстрировать свою силу, ловкость и отвагу, ведь ему и приходилось лезть на дерево и трусить самые плодовитые ветви. А женщины тем временем выносили скатерть (простыню или еще что) расправляли его под деревом и, бегая от ветки к ветке, ловили падающие ягоды.
Также бывали пикники на траве, походы на речку, вечерние «биржи» с поеданием неимоверного количества семечек и многие другие традиции, которые составляли уклад жизни людей, проживающих на улице Шавлохова.