ЦХИНВАЛ, 5 окт — Sputnik, Дзерасса Биазарти. Выдающийся кинорежиссер, легенда советского и российского кино Марлен Хуциев встречает свое 90-летие в Осетии, за работой над новой картиной "Невечерняя".
"Я так рад, что день своего рождения встречаю здесь! Может быть не случайно меня всю жизнь называли осетином, возможно, я на самом деле осетин!?" — во Владикавказе солнечно, Марлен Хуциев выходит из дверей гостиницы "Владикавказ", широко раскинув руки и улыбаясь.
В основе сюжета "Невечерней" встреча и диалог двух русских гениев — писателей Антона Чехова и Льва Толстого.
В Осетию съемочная группа Хуциева прилетела, чтобы отснять сцену из фильма, посвященную произведению Льва Толстого "Хаджимурат".
Поэтому свой юбилей режиссер проводит в пути, выбирая подходящее для съемок место, на языке киношников — натуру.
Из Владикавказа машины со съемочной группой выезжают в горы. По дороге Марлен Мартынович просит остановиться на трассе у сувенирных лавок, примеряет папаху из овчины и осетинскую войлочную шапку. Разглядывая висящую на вешалке бурку, по-детски изумляется: "Это каким высоким человеком надо было быть, чтобы носить ее!"
Продавщицы, узнав, что перед ними режиссер легендарных фильмов "Застава Ильича" и "Весна на Заречной улице" — расплываются в улыбках и вручают Марлену Хуциеву подарок, с пожеланиями счастья и здоровья. Марлен Мартынович смущенно благодарит.
Впереди первый объект, который Марлену Хуциеву предлагают посмотреть его коллеги — осетинские кинематографисты, — Куртатинское ущелье. Дорога вьется здесь серпантином в теснине между скал. Марлен Мартынович внимательно осматривает теснину из окна автомобиля, несколько раз выходит из машины, чтобы заглянуть в глубокую пропасть, на дне которой шумит река, посмотреть в даль, оценить перспективу.
После этого съемочная группа направляется в Геналдонское ущелье. Из разговоров кинематографистов становится ясно, что Марлен Хуциев ищет узкий каньон, где по режиссерской задумке должны проходить скачки на лошадях.
По пути в Кармадон начинает накрапывать дождик. Несмотря на кажущуюся мягкость, Хуциев категорически отказывается остановиться на очередном варианте, который ему предлагают ассистенты, не отвлекается на журналистов, которые пытаются записать с ним интервью, и упорно поднимается все выше и выше по ущелью.
Морось переходит в холодный осенний дождь. Голые скалы Геналдонского ущелья нависают над дорогой. Машины с местными жителями, проезжая мимо, притормаживают, и пассажиры с любопытством разглядывают журналистов, киношников и невысокого, хрупкого старика, придирчиво изучающего горы.
Наконец, во время очередной остановки Марлен Мартынович радостно кивает головой и обращается к коллегам: "Здесь хорошо. Здесь, кажется, нам удастся снять то, что мы собираемся снять".
И посмотрев в даль, туда, где за белой пеленой скрываются горы и ледники, добавляет: "Вон там, если бы рассеялся туман, была бы хорошая перспектива гор".
Насквозь промокшая съемочная группа облегченно вздыхает, а Марлен Мартынович, теперь готов уделить минутку-другую журналистам. На вопрос, как так получилось, что 90-летний юбилей режиссер встречает в Осетии, в горах, под проливным дождем, Хуциев отвечает:
"Так получилось, что намеченная нами экспедиция сдвинулась и наметилась на мой день рождения. Я очень этому рад, прекрасно! Я люблю Осетию! Я был здесь один лишь раз, но мне понравилось. Райское место!"
Как стало известно Sputnik в Геналдонском ущелье будут отсняты два эпизода, условно названные: "скачки на лошадях" и "черкесы у костра". Детали сюжета пока не раскрываются. К съемкам в Геналдонском ущелье съемочная группа намерена приступить в ближайшие дни.