Ювелир с 20-летним стажем рассказал корреспонденту Sputnik Диане Козаевой о том, чем его привлекла эта профессия, где он черпает вдохновение, и как рождаются шедевры.
— Сослан, как давно начали заниматься ювелирным искусством? Где этому учились?
— Заниматься этим я начал лет 20 назад. Почему? Наверное, от безысходности. В то время слишком много было всего, и у меня были разные профессии — был плотником, рабочим на заводе, даже трубы красил.
А потом просто увидел что-то интересное в библиотеке, тогда же не было Интернета. Больше всего меня впечатлил французский ювелир Лалик, его работы произвели на меня мощнейшее впечатление, до сих пор сильнее я ничего не увидел.
Нигде специально этому не учился. Просто ходил, смотрел, как кто работает. У меня двоюродный брат Володя Бициев этим занимался, а сам я никогда не интересовался ювелирикой. Это сильный, талантливый мастер с безупречным вкусом. Можно сказать, что он и был моим учителем.
А там дело пошло потихоньку. Я вообще по образованию ветеринарный врач. И то не доучился.
— Довелось по профессии поработать?
— Нет, нет! Боже упаси! Проучился четыре года в институте, потом понял, что не мое, плюнул и ушел. Пошел в армию, вернулся и думаю, чем бы таким заняться. Много чего перепробовал. А ювелирика привлекла тем, что дает независимость от всяких начальников и директоров.
— Помните первое украшение, созданное своими руками?
— Запомнил, конечно, первую вещь. Тогда не было ни инструмента, была какая-то дурацкая лампа, вот я и скрутил что-то похожее на арийскую свастику. Долго это хранил, но потом изделие куда-то делось. Теперь жалею, что не могу найти.
— Откуда приходят идеи для создания новых украшений?
— В идеях нет недостатка. Можно просто выйти на улицу, оглянуться. Наверху — облака, внизу — трава, кот какой-то, жучки, паучки. Если внимательно посмотреть на что угодно, может получиться совершенное произведение искусства.
— Бывает состояние, когда ничего не хочется создавать, но надо? Как с этим справляетесь?
— Конечно, бывает. Но, как правило, с таким настроением лучше ничего не делать. Ничего хорошего из этого не получится. Или переделать в "хочется". Это вообще большое искусство и очень полезное качество.
— Есть своя фишка, по которой можно узнать руку мастера?
— Если мастер делает что-то свое, не пытается кого-то скопировать или идти на поводу у моды и делает свою работу добросовестно, уделяет этому достаточно времени и сил, то получается одна вещь, вторая и эта фишка, как вы говорите, и свой почерк возникнут сами в любом случае, если честно делаешь свою работу и занимаешься тем, что любишь. А рано или поздно найдутся люди, которые способны это оценить.
— Кто может себе позволить украшения от Сослана Плиева?
— Широкий круг, я думаю. Любое хорошее ювелирное изделие, если оно качественно сделано, то это — результат тяжелого труда. Это скажет любой ювелир. Ювелирика — это, прежде всего, украшения. Сколько люди существуют, столько существуют и украшения. Человек всегда хотел выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность. И для этого придумал всякие разные украшения, неважно, из чего они сделаны.
Это не предмет первой необходимости. Но если человек хочет себя украсить и подчеркнуть свой стиль, я думаю, он готов это дело оценить и заплатить за него. А запредельных цен нет. Всегда можно договориться. Ну, и свой труд я, конечно, уважаю. Поэтому, чем отдавать за бесценок, я лучше подарю.
— Как долог путь от эскиза к созданию шедевра?
— По-разному бывает. Иногда хочешь сделать что-то конкретное, начинаешь рисовать и потом, раз, что-то увидел, пришла другая идея и начинаешь ее воплощать, получается совсем другая вещь. Понимаешь, что она лучше, чем то, что ты задумал.
А иногда бывает, что взялся за работу, никак не отклоняешься от задуманного и не жалеешь, что ничего другого не стал делать. Бывает и так, что модель уже готова, но вдруг понимаешь, что это не то, чего ты хотел, а изменить уже ничего не можешь. Это просто кусок метала.
— Есть вещи, которые особо запомнились? Трудно расставаться со своими изделиями?
— Не было никогда такой проблемы. Я ведь делаю это не только для себя. Я знаю, что эта вещь есть, кто-то ее носит и получает от этого удовольствие. Хорошее ювелирное изделие вызывает радость в человеке.
Запомнились какие-то изделия, которые забрали много времени и сил. Но в итоге получились действительно интересные и хорошие вещи. Но расставаться мне с ними никогда не жалко.
— Чем интересуетесь помимо ювелирики?
— Я считаю, что если человек что-то делает фанатично, это неинтересно. Всегда надо пытаться побольше узнать и увидеть. Люблю видеоигры, рублюсь иногда с молодыми. Да и геймеров за 50 много. Впечатлений от этого много.
— Сослан, ваша фамилия скорее южноосетинская, нежели североосетинская. Что связывает с Южной Осетией?
— Корни. Все Плиевы — выходцы из села Рук Дзауского района. Сам я родился во Владикавказе, но мой отец и все предки — оттуда. Все Плиевы — кударцы.