Президент Абхазии, приехавший в Цхинвал на празднование Дня республики, пообщался с корреспондентом Sputnik.
— Отношения между Южной Осетией и Абхазией налажены уже давно. Как вы сегодня оцениваете уровень сотрудничества между республиками, и что еще можно сделать для его развития?
— То, что наши связи идут по-нарастающей, очевидно. Но хотелось бы, чтобы возможности были совершенно другого уровня. Есть определенные интересы по развитию малого и среднего бизнеса, следовало бы это учитывать. Есть возможности развития отношений в гуманитарной сфере. И очень важно, чтобы во всех процессах активно участвовала и молодежь. Если этого общения не будет, то сложно говорить о развитии каких-то отношений.
— В национально-освободительной борьбе рядом с народом Абхазии были и добровольцы из Осетии. Как вы оцениваете роль осетинских ребят в победе Абхазии над врагом?
— Добровольцы поднимали дух, настроение наших людей, и люди были готовы умереть, чтобы сохранить народ Абхазии и чтобы дать нам возможность жить в свободной стране.
Для нас очень важно, чтобы наши ветераны общались. Сегодня наши ребята находятся здесь. Мы стараемся, чтобы эти отношения развивались интенсивнее, в том числе со всеми добровольцами из республик Северного Кавказа.
— Вы сказали, что у республик есть потенциал для развития собственной экономики. Как в этом вопросе республики могут помочь друг другу?
— Нужно, в первую очередь, понять, что есть у Южной Осетии интересного для Абхазии, и что есть у Абхазии, чтобы вовлечь экономику и бизнес Южной Осетии. Здесь непаханое поле интересов. Я сегодня увидел предприятия, которые уже восстановлены и делаются еще большие шаги с помощью России.
И у нас в Абхазии есть большие интересы, связанные с курортным бизнесом, аграрным сектором. Есть вопросы молодежного общения, это нужно выстраивать интенсивно.
— Обе республики считают главным союзником Россию. Но в мире еще много стран, с которыми полезно сотрудничать. С кем Абхазия сегодня еще сотрудничает и пытается наладить связи?
— Для нас важно, что Россия, наш стратегический партнер, делает все, чтобы Южная Осетия и Абхазия состоялись. Мы не замыкаемся на отношениях только с Россией. У нас налаживаются связи с другими государствами. В первую очередь, в нашу страну интенсивно приходит турецкий бизнес. Это создает определенные бюджетные возможности для того, чтобы качество жизни в Абхазии улучшалось.
— Как вы считаете, насколько республики использовали возможности для развития. Что мешает движению вперед и как преодолеть трудности?
— Сложно сделать что-то больше в ситуации, когда республики долгое время переживали сложные процессы. 2008 год нанес колоссальный удар тому, что было сделано ранее. После той войны говорить о том, что сразу можно добиться всего, нельзя, это не быстрый процесс. Но к этому стремится власть, народ, и я не сомневаюсь, что у Южной Осетии и Абхазии светлое будущее.
— Вы бывали раньше в Южной Осетии. Как изменилась республика, город?
— Когда я был последний раз, были видны раны войны. Но это были раны, которые заживали. Сегодня видно, что за короткий промежуток многое сделано. Строится инфраструктура, сети газоснабжения и водоснабжения. Здесь эта сфера представлена даже лучше чем в Абхазии. Но есть и ошибки, которые нам нужно учитывать в Абхазии.
Однозначно то, что облик Цхинвала меняется в лучшую сторону. Надеюсь, что ситуация будет еще лучше. И у нас, и в Цхинвале есть еще картины, которые свидетельствуют о тяжелейшей борьбе наших народов. Но все время жаловаться на войну и ждать, что само собой все будет складываться в лучшую сторону, не надо. Нам нужно засучить рукава и самим зарабатывать.
Уже в этом году мы создали свои возможности, которые позволяют говорить, что у Абхазии есть существенный потенциал.
— Ваши пожелания народу Южной Осетии в этот праздник?
— Еще раз хочу пожелать народу скорейшего выхода из той ситуации, которая сложилась в 2008 году. Раны, которые были нанесены, пока еще чувствительны. Но это пройдет, и я верю, что у народа есть светлое будущее. Не на словах, а на деле видно, что в стране многое делается. Добра, счастья и мира народу братской Южной Осетии.