Президент Южной Осетии Леонид Тибилов в преддверии празднования 25-летия провозглашения республики дал эксклюзивное интервью Sputnik.
— 25 лет даже в человеческой жизни — очень солидный отрезок, когда уже сформированы основные понятия, и ясно, куда нужно двигаться дальше. В истории некоторых государств 25 лет проходят незаметно, стабильно и однообразно, а в некоторых за это время меняется абсолютно все. Что можно сказать в этом отношении про Южную Осетию?
— Для человека — это серьезный возраст, для государства — это только начало пути.
У нас все эти 25 лет были отданы укреплению и развитию республики. Все эти годы нашему народу приходилось только отвечать на агрессивные вызовы южного соседа, делать все, чтобы сохранить то, что было провозглашено, уберечь внутренние устои и создать всю систему государства, соответствующие институты управления.
Сегодня мы можем сказать, Республика Южная Осетия — состоявшееся государство. Есть, конечно, еще такие сферы, до которых не дошли руки. К примеру, — создание Конституционного суда. Мы думаем о том, что он необходим для полноценного существования государства. И все ветви власти будут работать над тем, чтобы этот институт заработал и функционировал в полной мере.
Можно сказать, что эти 25 лет существования республики делятся на "до" и "после" признания. До признания России народ думал лишь о выживании, и не планировал свой завтрашний день, нужно было выжить в сегодняшнем. Но после принуждения агрессора к миру, произошло то, чего мы ждали долгие годы — признание республики.
Сегодня мы живем в свободной стране, наш стратегический партнер во всем нам помогает. Мы строим свою жизнь, планомерно развиваемся. Эти семь лет были посвящены восстановлению разрушенного народного хозяйства.
После 2008 года, у нас было достаточно времени и возможностей, чтобы процесс восстановления уже был завершен, но многие возможности не были использованы. Сегодня мы занимаемся развитием и становлением экономики. На этом пути мы уже делаем первые шаги, но и это, конечно, не те темпы, которые хотелось бы видеть.
Наводя порядок, мы переходим к системной работе. Стараемся, чтобы наша жизнь была адаптирована к условиям жизни в России. Стремимся к углублению интеграции, и сейчас это — тот этап, когда мы можем говорить об абсолютном сближении наших стран.
— На протяжении многих лет главной угрозой для нас была Грузия. После 2008 года ситуация изменилась. Но чего мы можем ждать дальше? Можем ли мы быть спокойны?
— Договор о союзничестве и интеграции отвечает именно на этот вопрос. Документ предусматривает единый контур обороны и безопасности, сотрудничество органов внутренних дел, развитие социальной сферы. Все это говорит о том, что у нашего стратегического партнера есть серьезные планы не отступать от обязательств, которые Россия взяла на себя по отношению к Южной Осетии. Считаю, что ближайшие 25 лет и дальше мы можем с уверенностью говорить, что народ будет жить мирной жизнью, больше и больше сближаясь с Россией. Вектор нашего развития определен народом, а руководство является исполнителем этих идей. И последующие годы должны стать временем развития, в том числе и демографической ситуации, без опасения для жизни.
— Этого праздника бы не было, если бы у истоков не стояли герои. Многие не дожили до сегодняшнего дня. Многие погибли в каких-то междоусобицах. Почему так произошло, и что мы можем сделать, чтобы их имена не забывали?
— Мы не должны забывать о том, что республика родилась в непростых условиях. Сложности были в том, что Юго-Осетинская автономная область еще в 20-х годах оказалась в составе ГССР. Особыми привилегиями наш народ в те годы не пользовался. Он на том историческом этапе тоже испытывал давление, несколько раз были попытки грузинского руководства перевести делопроизводство на грузинский язык, ввести в школах учебу на грузинском языке, чтобы на всей территории Южной Осетии он был основным.
С такими планами лучшие представители нашего народа не были согласны. Многие наши граждане пострадали из-за высказывания своего мнения о том, что народ имеет право на собственное развитие. Их имена известны. Наша память их будет хранить.
Мы начали вести борьбу за свой завтрашний день, будущее народа, и у нас это породило национальный дух, мы стремились создать свое государство. Решением 14 сессии областного совета Южная Осетия была преобразована в Советскую демократическую республику.
Это стало началом рождения новой республики, появились новые имена, люди, которые боролись за мирное развитие республики — Валерий Хубулов, Алан Джиоев, Григорий Санакоев и многие другие.
Это — первые герои, которые показали себя настоящими защитниками Отечества. Многие из них не дожили до сегодняшнего дня. И мы с сожалением отмечаем, что не все они погибли от рук врага.
Было сложное время, были и серьезные ошибки, разные взгляды и мнения, столкновения интересов. Это и привело к тому, что мы потеряли многих молодых ребят.
Имя каждого борца за свободу должно быть увековечено. В память о тех, кто погиб за республику, за то, что мы живем в свободной стране, в 2016 году начнем строительство мемориального комплекса, который будет состоять из нескольких частей. Особое место здесь будет отведено и нашим героям.
— Сегодня усилия руководства сконцентрированы больше на восстановлении и строительстве. А какой год, по вашим прогнозам, можно будет назвать прорывным в сфере экономики?
— Я думаю, что прорыв тоже состоит из каких-то этапов. И мы идем, может не такими темпами, какими хотелось бы, но поступательно.
В 2013 году здесь открылась швейная фабрика при поддержке Таймураза Боллоева. Она обеспечила рабочими местами более полутора тысяч человек. Еще год назад заработная плата на предприятии составляла 15 тысяч рублей, сейчас от 20 и выше. Боллоев без выгоды и дивидендов пришел в Южную Осетию, открыл производство, которое бесперебойно работает в прекрасных условиях. Это тоже был прорыв.
Сегодня мы заложили камень под строительство завода "Растдон". Как только он начнет функционировать, это тоже положительно повлияет на развитие сельского хозяйства. Здесь все взаимосвязано. Фермеры не будут думать, куда сдавать мясо. Народ будет заинтересован в развитии этого направления. То есть, один завод тоже может стать прорывным шагом.
Есть и другие планы и предложения, к примеру, посадить виноградники, фруктовые сады, освоить для этих целей территории на севере от Цхинвала и в Знаурском районе. Мы приступим к этому уже этой осенью.
А в целом, я думаю, 2016 год должен быть удачным в этом вопросе.
— Недавно в республику приезжал известный бизнесмен Борис Роттенберг, вы с ним встречались, какие у него планы в Южной Осетии?
— В скором времени спорткомплекс имени Алины Кабаевой перейдет в собственность республики. И этот бизнесмен хочет поддержать этот спорткомплекс, а также школу футбола. Обсуждалось и развитие горного туризма. Мы нашли понимание, и надеюсь, дело на этом не остановится.
Мы будем искать такие контакты. Обращаемся к выходцам из Южной Осетии, чтобы они открыли свое дело или производство в республике. Мы можем ответственно заявить, что поддержка инвесторам будет оказываться в полной мере.
— Сейчас в республике стабильный период развития. Но впереди выборы 2017 года и некие силы могут попытаться дестабилизировать ситуацию. Продумывается ли уже, как провести выборы спокойно?
— Руководство обязано предвидеть, что может произойти завтра и послезавтра. И мы, зная, что подходит конституционный срок президента, конечно, думаем, как спокойно провести новые выборы. Я исхожу из того, что были сложности в 2011 и 2012 годах, и задача руководства отслеживать ситуацию и не допустить такого ажиотажа в этот период.
Хочу отметить, что народ становится мудрее, политически грамотнее и знает потенциальных представителей, которые могли бы в 2017 году выдвинуться в качестве кандидатов в президенты. Есть еще время, чтобы народ определился.
Почти все кандидаты 2011 года сегодня задействованы в исполнительной власти. Многие сегодня — депутаты парламента, и у народа с 2012 года есть возможность увидеть на деле, кто есть кто.
Выборы всегда характеризуются определенным всплеском эмоций, но политическая грамотность и достойные представители помогут нам провести цивилизованные выборы в спокойной обстановке.
— Какие у вас планы на этот счет?
— Этот вопрос тоже часто задают в последнее время. Народ должен сам определиться, кого выбирать в руководители на том или ином историческом отрезке времени. Я — человек очень внимательный, и если определенные сигналы будут поступать, я их уловлю и тогда отвечу на этот вопрос.
— Ваши пожелания народу по случаю праздника?
— Сегодня наша задача — вместе отвечать на запросы народа, чтобы он вышел из тяжелой ситуации, в которой оказался не по своей воле.
Пожелания самые наилучшие для своего народа. Чтобы в каждой семье царили мир и понимание. Здоровья. Очень важно, чтобы старшие думали, как сделать жизнь краше для будущих поколений, чтобы они жили в свободной стране тысячелетиями.