ЦХИНВАЛ, 9 сен — Sputnik, Мария Котаева. На днях из отделения травматологии Республиканской больницы врачи выписали пациентку Зарину Бекоеву. Корреспондент Sputnik по просьбе девушки изменила ее фамилию и имя.
Мать двоих малолетних детей, 29-летняя Зарина, попала в больницу 19 августа с признаками побоев — ссадинами и синяками на теле. Из рассказа девушки выяснилось, что накануне она была избита в собственном доме собственным супругом и свекровью.
Бытовая склока между невесткой и свекровью переросла в побои.
"Свекровь схватила палку и стала бить меня по спине. Я не могла отбиваться. В руках у меня был ребенок, и я его укрывала собой, чтобы удары не пришлись по нему. Вечером вернулся супруг, и свекровь рассказала ему свою версию, после чего он стал бить меня по голове. Я еле вырвалась и убежала из дому", — рассказывает девушка.
Ночь девушка провела в лесу у родного села. А утром пошла в милицию и написала заявление на супруга. Судмедэксперт подтвердил Sputnik, что у девушки все признаки сотрясения головного мозга, следы побоев и ушибы.
Уже находясь в больнице, Зарина поделилась со Sputnik, что рукоприкладство свекрови в отношении невестки было обычным делом.
"Свекровь часто набрасывалась на меня с палкой, с кочергой. Натравливала мужа на меня. Дошло до того, что в результате побоев я попала в больницу", — рассказывает девушка.
Медсестра, ставившая пациентке капельницу, и ставшая невольной слушательницей рассказа, спокойно заметила, что женщины с признаками побоев от своих вторых половинок частенько попадают в больницу.
"Буквально неделю назад у нас лежала в травматологии женщина с переломом носа. Муж ее так избил, что пришлось гипс ставить на нос. А выписывалась уже помирившись с ним", — говорит медсестра.
На сегодняшний день проблема насилия над женщинами в семье актуальна. Женщины, на которых мужчина поднял руку, относятся к этой проблеме по-разному, кто-то немедля заводит уголовное дело на своего любимого, а кто-то продолжает терпеть, полагаясь на лозунг "бьет — значит любит". Наличие в семье ребенка усложняет женщине пути к отступлению (у многих в ушах застряли нелицеприятные термины вроде "мать-одиночка", "разведенка"), да и с финансами могут возникнуть сложности, в особенности, если муж вносил львиную долю в ваш бюджет.
К сожалению, и, наверное, стыду осетинских мужей (осетинская женщина занимала весьма почетное место в обществе и семье), история Зарины — не единственная или не из ряда вон выходящая. Сегодня рукоприкладство в семье стало обыденным делом. Драчуны оправдывают свое поведение ревностью, изрядным употреблением алкоголя или же, как им кажется, "воспитанием строптивой супруги". Женщины старательно скрывают семейные скандалы и синяки. В силу ментальности они не допускают унизительные рассказы до постороннего уха.
О почетном положении женщины в осетинском обществе в свое время писал Коста Хетагуров: "…как бы сильно ни было ожесточение ссорящихся, дерущихся и сражающихся, одно появление женщины обуздывает буянов, останавливает и прекращает кровопролитие. Двусмысленное слово в присутствии женщины, неосторожное движение во время танцев, непристойная развязность с девушкой вооружает против провинившегося всю молодежь…".
Известный ученый Миллер писал в 1881 году: "Как ни безотрадна жизнь женщины на Кавказе, однако к чести осетин нужно сказать, что между ними крайне редко встречаются факты грубости и насилия против нее. Бить женщину считается позором".
Путешественник Штедер во второй половине XVIII века писал об осетинках "когда они вмешиваются в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все, пристыженные, вкладывают сабли в ножны и расходятся…".
В истории с нашей героиней она не побоялась гласности и обратилась в милицию, понимая, что побои мужа и свекрови оскорбляют не только ее, но и оставляют травмы на психике ее малолетних детей.
"Сыну — шесть лет. В день скандала он залез под стол и меня манит рукой: "Мама, прячься под стол, здесь тебя бабушка не найдет". Он напуган этими скандалами. Он делится со мной своими мыслями — мама, я построю тебе домик в лесу, где тебя бабушка не достанет", — рассказывает Зарина.
К сожалению, в республике нет телефона доверия, где бы женщины могли получить совет для дальнейших действий. Так же в Южной Осетии нет центра защиты прав женщин.
Сухую статистику обращений в милицию с жалобами на побои от супруга Sputnik предоставили в городском отделении внутренних дел (ГОВД) МВД республики.
"В минувшем году к нам поступило 40 жалоб на рукоприкладство в семье. Из этих заявлений одно было с жалобой от супруга, на которого регулярно поднимает руку жена. За период восьми месяцев текущего года к нам обратились 16 женщин с аналогичными жалобами", — рассказал начальник ОВД Игорь Наниев.
По его словам, зачастую до суда эти заявления доходят, если избиения носят среднюю и тяжелую степень тяжести.
"Если у пострадавших от мужей женщин бывают ножевые ранения, переломы частей тела или же сотрясение головного мозга, то это уже уголовно преследуемые деяния. Порой женщины доводят дело до суда, но в большинстве случаев, они обращаются в милицию, чтобы сотрудники "припугнули" неугомонных мужей", — добавил он.
Наша героиня намерена довести дело до суда. Чтобы ее супруг предстал перед судом, она собирает необходимый пакет документов, к которому приложит основное доказательство побоев — заключение судмедэксперта о полученных травмах.