Минобразования: в школы Южной Осетии пойдут более пяти тысяч учеников

© Sputnik / Ада БагианМинистр образования РЮО Гассиева Натали
Министр образования РЮО Гассиева Натали - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Министр образования РЮО Натали Гассиева рассказала в интервью корреспонденту Sputnik о готовности школ к новому учебному году и новшествах в сфере образования.

—  Натали Константиновна, сколько школ откроется в республике 1 сентября, сколько учеников они примут и готовы ли все образовательные учреждения к новому учебному году?

— В Южной Осетии завтра откроются 53 средних школы в городе Цхинвал и районах республики. Новый учебный год начнется для 5575 учащихся. В прошлом году их количество составляло 5238, то есть цифры значительно выросли. Первый раз пороги школ переступят более 760 первоклассников. В прошлом году их было 634.
Все школы готовы к новому учебному году, в них, по мере наших возможностей, проведены ремонтные работы. Занятия везде начнутся 1 сентября.

—  В этом году в республике должны открыться две новые школы — в селе Корнис и городе Квайса. Когда в них начнется образовательный процесс?

— Новый учебный год в этих населенных пунктах начнется, как и везде, 1 сентября. Но пока дети пойдут в старые школы. Нам обещают, что строительные работы в новых завершатся уже в ноябре. В любом случае, мы уверены, что во втором семестре школьники будут учиться уже в новых зданиях. Эти школы будут оснащены всем необходимым — интерактивными досками, компьютерами, в них будут укомплектованные учебные классы. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы они были привлекательными для детей и их родителей.

1 сентября - День знаний - Sputnik Южная Осетия
МВД РЮО: правопорядок 1 сентября будут обеспечивать 500 милиционеров

—  Не секрет, что несколько городских школ пользуются большей популярностью, чем, к примеру, школа № 10, которая в прошлом году оказалась на грани закрытия. Как прокомментируете эту ситуацию?

— Во многом это зависит от отношения учителей к своей работе. Поэтому некогда очень хорошая и многочисленная десятая школа сегодня малокомплектная. Этому, на мой взгляд, есть объективные причины. Во-первых, война — тот район (Левобережье) первым принял на себя удар грузинских формирований, очень много молодых ребят погибло именно из этого района, поэтому там сегодня мало детей.

Еще одна причина — она оснащена не так, как многие центральные школы. Нельзя сказать, что ей не уделяется внимания, посильная помощь им оказывается, и школа усилиями педагогов, министерства образования и правительства все еще работает. Я думаю, что в плане функционирования будет все в порядке. Другой вопрос — качество образования.

Я думаю, что совместными усилиями мы сможем добиться результатов, покажем, что готовы к работе с детьми, и родители будут приводить детей в школы, которые сегодня считаются малопопулярными. Надеемся, что картина кардинально поменяется.

—  Где еще есть нехватка школ?

— Для нас сейчас пока важно увеличить контингент в тех школах, которые есть. Недостаточность дошкольных образовательных учреждений ощущается сильнее. Если бы два пока неотремонтированных детских садика были готовы принять детей, это изрядно бы разгрузило напряженную обстановку в центральных садиках, где в некоторых группах вместо 25 детей — 40 или больше.

Кроме того, очень многие стоят в очереди. К тому же, мы прибегли к вынужденной мере — принимать в садики детей работающих родителей. Но я уверена, что мы эту проблему решим. В этом вопросе есть поддержка и правительства, и президента.

© Sputnik / Ада БагианШкола N5 г. Цхинвала
Школа N5 г. Цхинвала - Sputnik Южная Осетия
Школа N5 г. Цхинвала

—  Как министерство образования относится к набирающим популярность частным садикам?

— Это — выбор родителей. Если родитель считает, что в частном детском садике ребенку будет уделяться больше внимания, нежели в государственном, это — его право. Но вы можете обойти наши садики, и увидите, что они снабжены всем необходимым, здесь есть все условия. Поэтому, нельзя сказать, что есть крайняя необходимость в частных садах. Это каждый родитель решает сам.

—  Многие школы в республике уже перешли на школьную форму. Будет ли она вводиться во всех школах?

— Школьная форма — обязательное требование ко всем. Сама модель и вид этой формы корректируются в самих школах. В республике пока нет единого стандарта. Какие-то школы уже разработали определенный вид, другие решили оставить привычные раньше белый фартук и платье, кто-то просто решил, что это будет белый верх и черный низ. В любом случае, школьная форма обязательна. Это аккуратно, организовано и мобилизует.

—  В прошлом году большой общественный резонанс вызвал вопрос увольнения учителей, достигших пенсионного возраста. Были мнения как за, так и против. Как будет решаться этот вопрос? Насколько молодежь интересуется профессией учителя?

— К сожалению, у молодежи не пользуются популярностью педагогические специальности. Это, в том числе, вопрос и контингента Юго-Осетинского университета, где педагогические факультеты остаются без студентов или неукомплектованными.
Я считаю, что на педагогические специальности нельзя идти просто потому, что ты наугад выбираешь какое-то направление, лишь бы получить высшее образование. Если раньше на эти специальности были большие конкурсы, и мы знали, что школа имеет право выбора, то сегодня эта проблема стоит остро. Тем не менее, есть выпускники, которые хотят прийти в школу.
У нас достаточно много работает пенсионеров. Есть такие, на которых школа держится, поэтому каждый раз нужен индивидуальный подход. Есть пенсионеры, которые могут работать и отдавать свои знания. Как можно такого педагога отправлять на пенсию?

Есть постановление правительства, согласно которому достигшие 65 лет должны считаться увольняемыми. Поэтому все директора школ должны показать эти вакансии. Но если городской отдел образования или сам директор не имеет заявления молодого педагога, претендующего на эти часы, то он не может отправить педагога на пенсию, если у него нет замены.

Директор заключает трудовой договор сроком на один год. Каждый раз этот вопрос решается индивидуально и зависит от работодателя.

Директор сам знает, какую команду собрать. Потому что, мы как контролирующий орган спросим потом с него. Ответственность директоров должна быть огромной. А пенсионеры должны готовить молодых педагогов, передавать им свои знания и опыт.
Решить вопрос можно по-разному, по-человечески и никого не обижая.

—  Как, на ваш взгляд, можно повысить интерес к профессии учителя?

— Интерес уже появляется. Во-первых, на это повлияли достаточно стабильные и неплохие зарплаты. Они иногда даже выше, чем в той же Северной Осетии, это зависит от количества часов.
Кроме того, ты постоянно находишься в поиске, день не похож на другой, общаешься с детьми. Нужно объяснять, что это как раз то направление, где человек постоянно растет, узнает что-то новое.

Другое дело, что этот интерес иногда притупляется. И лучше с дипломом о высшем образовании пойти работать в магазин или другое место, где перед тобой есть ноутбук и ты знаешь несколько кнопочек… Смотря, у кого какая цель.

А чтобы была правильная цель, все должно начинаться с дошкольных образовательных учреждений. Мы должны научить детей не стихам, песням и танцам, а научить учиться. Ребенок должен понимать, для чего ему это надо. Поэтому и в России на это направлена вся система образования — дать ребенку понимание того, для чего нужно учить то или иное.

Еще одна проблема в нашей системе — я считаю, что обязательно надо преподавать риторику в детских садах. Мы часто становимся свидетелями, сколько молодых и красивых людей нас окружают, мы понимаем, что они образованы, они могли бы многое сделать, но они не могут это подать. Не умеют правильно себя позиционировать, не умеют говорить. В таком случае грош цена всем знаниям, которые есть внутри. Их нужно отдавать, поэтому необходимо учить детей вырабатывать высокую самооценку.

—  Планируется ли ввести эту программу в школах и детских садах?

— По программе дошкольных учреждений "Малусаг" уже вышли книги, они предполагают конспекты по развитию русской речи и по развитию осетинской речи. Вышло также одно учебно-методическое пособие для детских садиков по риторике. Удалось собрать авторский коллектив под руководством доцента Зои Битарти, который в очень сжатые сроки проделал работу целых институтов. Конечно, не обошлось без промахов и ошибок. Но программа существует и проходит свою апробацию. Все плюсы и минусы, естественно, анализируются, и года через два мы получим уже отработанную программу, в которой будут учтены все пожелания и недочеты.

—  Эта программа охватила все детские сады республики?

— С сентября мы ее рекомендуем всем образовательным учреждениям. До этого срока ею охвачены не все садики. Только-только готовятся к выходу учебники для подготовительной группы.
Эта программа, по желаниям родителей, билингвальная, потому что, конечно, все хотят, чтобы их дети в совершенстве владели как родным языком, так и русским языком, на котором они себя позиционирую на всем остальном пространстве. Более того в эту программу с прошлого года введен еще и английский язык.

—  В течение последних пяти лет в республике проходили мероприятия по программе духовно-нравственного воспитания. Планируется ли ее продолжить?

— Великолепная была программа. На одном из наших рабочих совещаний мы говорили о том, что нам нужно ее вернуть. Доработать, может, что-то убрать, но такая задумка есть. Не могу сказать, когда мы к ней вернемся, но программа должна работать. Мы теперь сделаем акцент на том, что не вошло в программу, но было бы неплохо реализовать.
Она себя полностью оправдала. Что сразу видно — наши дети очень хорошо знают национальную культуру и традиции, Нартский эпос. Все школы обеспечены национальной формой. Как результат, — и не только этой программы, а всего образовательного процесса, — в этом году у нас больше всего победителей на олимпиадах было именно по осетинскому языку и литературе.

—  Каждый год приобретение школьных учебников обходится родителям "в копеечку". Насколько школы обеспечены учебниками и планируют ли они закупать школьную литературу?

— К сожалению, мы не можем закупать учебники. Эти средства нигде не заложены, а у нас все связано с финансированием. Мы даже в законе это прописать не можем, потому что должны его исполнять. А финансово это сделать нет возможности.
Что касается учебников по осетинскому языку и литературе, которые мы издаем сами, ими обеспечены все школы. Поэтому мы удивляемся, когда некоторые жалуются на их отсутствие.

Новый учебник по истории Осетии появится в школах в январе 2016 года

— Эти учебники издаются в достаточном количестве?

— Они издаются нужным тиражом, и с этим проблем не должно быть. Сейчас мы проведем еще раз мониторинг по всем школам, просмотрим, где какие учебники нужны и будем тиражировать. Эти средств заложены в госпрограмме развития и изучения осетинского языка.

В скором времени выйдет и новый учебник по истории Осетии. Он тоже будет направлен во все школы. Но для начала, мы решим, с какого класса его вводить, хочется, чтобы он был насыщен информацией и легко читаем. Это — сложный процесс и наши ученые над этим работают. Все требования у комиссии есть, и мы ждем результата.

—  Какие еще новшества ожидают нас в образовательной сфере?

— По просьбам родителей и педагогов английский язык вводится со второго класса. А так учебные программы утверждены, базовые остаются.

Полилингвальная система образования по-прежнему реализуется. В новом учебном году в шестой школе по ней начнет обучаться один класс, а также все школы Цхинвальского района.

Во многих школах мы работаем по новым образовательным стандартам. В следующие два года попытаемся перейти на них во всех школах. Они не предполагают новые программы, это иное отношение к процессу, тот путь, когда ученик не просто получает готовые знания, а в познавательном процессе к результату приходит сам. Мы заставляем ребенка думать, он, конечно, имеет возможность отдохнуть, поиграть, выучить уроки. Это желание заставить ребенка не получать знания, а приходить к ним. Это, конечно, сложнее, но очень мудрый подход.

Продолжится также по мере возможностей оснащение школ интерактивными досками и компьютерами.

Лента новостей
0