ЦХИНВАЛ, 31 авг — Sputnik. Мария Котаева. В Южной Осетии Координационный совет создает "Народный фронт", в то время как ряды самого Совета стремительно редеют. Проводником чьих интересов станет новый фронт, не могут с точностью ответить в республике ни эксперты, ни сами организаторы.
О том, что около восьми участников совета покинули его состав, корреспонденту Sputnik заявили руководители партии "Родина". Как стало известно, первым Координационный Совет покинул лидер партии "Справедливость. Труд. Развитие" Хох Гаглойты. За ним постепенно ушли: председатель "Союза афганцев" и начальник Государственной службы охраны Мурат Гучмазов, председатель Фонда поддержки раненых Мадина Плиева, чиновник и соратник партии "Ныхас" Уырызмаг Тадтаев, председатель партии "Аланы" Инал Кабисов, лидер движения "Твой выбор — Осетия" Алан Джуссоев. Ряды КС покинула и глава медиа центра "Ир" Ирина Гаглоева. Югоосетинский художник Тамерлан Цховребов также решил отойти от внутриполитических передряг и вернулся к своим полотнам.
Однако не все так просто. Некоторые представители КС заявили в конце июля на круглом столе о создании очередного "Народного фронта". Инициативу выдвинули движения, не набравшие проходного балла на парламентских выборах в 2014 году и как раз объединившиеся в Координационный совет политических партий и общественных организаций. Но это движение не было зарегистрировано в Минюсте. Без лидера и устава КС появился в момент разработки Договора о сотрудничестве и интеграции между Южной Осетией и Россией. Лидеры партий посчитали, что ряд статей этого Договора противоречит Конституции республики, и выразили свое недовольство проектом, который поддерживало в том числе парламентское большинство. В январе члены Координационного совета отмечали, что всех участников этого движения объединяет идея сохранения неизменности Конституции республики, в том числе в вопросе подписания Договора о сотрудничестве и интеграции Южной Осетии с Россией. Чтобы "довести" до людей "истинный" смысл нового договора с Россией, который, по мнению КС, угрожал государственности республики, участники движения даже предпринимали попытки общения с людьми на улицах столицы.
В состав КС вошли семь партий, в том числе и парламентская Народная партия. Кроме того, численность совета увеличилась за счет 18 общественных организаций. Но, справедливости ради, стоит отметить, что от имени значительной части организаций подписались все те же "народники" или их единомышленники. Позиционируя себя дискуссионной площадкой, Координационный совет выражает свое мнение относительно того или иного политически весомого события исключительно через заявления в Интернет-ресурсах. Для многих жителей республики его деятельность своей секретностью напоминает работу масонской ложи. Большинство действующих членов Координационного совета предпочитают воздерживаться от каких-либо комментариев по тому или иному поводу. И вот опять — ни один человек из Координационного совета не может однозначно назвать целей создания "Народного фронта" и даже отличия Координационного совета от вновь создаваемого движения.
Все экс-члены КС в беседе со Sputnik отмечают, что после подписания интеграционного Договора не видят смысла дальнейшего участия в КС. По словам Алана Джуссоева, изначально довольно разнородную публику в КС объединила тема интеграционного договора России и Южной Осетии. Развитие КС зашло в тупик после окончательного подписания договора сторонами.
"Идея создания Координационного совета была не плохая, но любая идея должна иметь свое развитие. Я не увидел этого. После договора, КС стал себя изживать. Организация, которая включает в себя довольно большое количество разных объединений, должна иметь одного или нескольких лидеров, которые бы отвечали за работу или же выступали от имени Совета. Опять-таки в Коорсовете не было лидера. Это место пустовало, и создается ощущение, что эта организация создается под конкретное лицо. И это тоже несколько смущает", — сказал в беседе со Sputnik Джуссоев.
По словам лидера партии "Аланы" Инала Кабисова, он покинул состав КС после того, как вопрос обсуждения разных проектов интеграционного договора был снят с повестки дня.
Sputnik задал вопросы шести активистами Координационного Совета. Член КС, молодой активист Сармат Габарати отказался комментировать работу КС, сославшись на то, что, в силу профессиональной занятости, в последнее время несколько отошел от работы КС. Глава инициативной группы "Арианна" Асмон Бязарти также отказался от комментариев. Он слово в слово повторил фразу Сармата Габарати: "В последнее время отошел от работы совета и ничего по существу сказать вам не могу". По его словам, ему неизвестна цель создания "Народного фронта". Видимо, можно ожидать в ближайшее время и его выхода из КС.
Даже обычно общительный с журналистами Амиран Дьяконов, член Народной партии, как и лидер партии Александр Плиев отказались отвечать на простые вопросы.
Дьяконов не стал конкретизировать, в чем будет отличие создаваемого "Народного фронта" от уже созданного, но не зарегистрированного Координационного совета.
В ответе на аналогичные вопросы замялся и член КС, председатель организации "Зиу" Эдуард Габараев. Он любезно пообещал "уточнить у ребят из совета, можно ли давать какие-либо комментарии журналистам".
Один из лидеров КС, глава Общественного союза Георгий Кабисов объяснил коллективное молчание коллег предварительной договоренностью не давать несогласованных комментариев. Все вышеперечисленные лица также отказались называть месторасположение официального представительства Координационного Совета, где и проходят заседания участников этой организации. Но удалось выяснить, что члены КС выбрали место встреч по вторникам и пятницам в офисе партии "Фидан" — в здании гостиницы "Алан". Вход в офис неприметен простым прохожим. Только обойдя здание гостиницы с бокового входа, пройдя через неприметную дверь, можно оказаться в Координационном совете.
По мнению югоосетинского политолога Юрия Вазагова, создаваемые наспех политические движения чаще всего отстаивают узкие интересы политического влияния.
"В Южной Осетии получило практику создание политических организаций и партий, многие из которых никак конкретно не влияют на соблюдение прав граждан в социально-экономической и политической сферах, и не влияют на реальные права граждан. Чаще акцент ставится на выдвижение политических лозунгов или противодействие политическим идеям", — считает Вазагов.
По мнению политолога, лидерам партий стоило бы обратить внимание и содействовать в решении таких вопросов, как соблюдение прав граждан, оказание правовой помощи населению, вовлечение молодежи в общественную деятельность и много других насущных проблем, чтобы доказать свою значимость в глазах населения и оправдать свое существование.
"Зачастую, когда речь заходит о противостоянии каких-то властных группировок или политических групп влияния, начинается бурная активность. Пока неизвестно до конца, с какой целью создается "Народный фронт". Не исключено, что идет возможная подготовка к предвыборной кампании или отстаивание интересов одной из политических групп влияния в Южной Осетии. Но, в целом хотелось бы, чтобы партии осознали свою ответственность перед обществом в том, что их задача состоит не только в выдвижении громких инициатив, а в отстаивании реальных прав граждан", — сказал Вазагов.
Если изначально в Координационном совете были объединены организации, которые в свое время составляли близкое окружение экс-президента Кокойты, то сегодня происходит перегруппировка.
"В "Народный фронт" войдут достаточно разнородные политические структуры. Некоторые партии вышли, другие, более близкие по духу, политические организации остались. Процесс еще до конца не завершен, и если идея создания "Народного фронта" получит свое правовое очертание, то там будут аккумулированы политические структуры, единые в своих взглядах, и мы увидим более четкую политическую конфигурацию. Это покажет, кто стоит за "Народным фронтом", — предположил Вазагов.
В 2011 году "Народные фронты" уже создавались Народной партией во главе с тогдашним лидером Казимиром Плиевым, а также известным тренером Джамболатом Тедеевым. Сейчас об этих образованиях в югоосетинском обществе вряд ли кто вспомнит. Что ждет Координационный совет и очередной "Народный фронт", если его члены стремительно покидают их ряды, а основа создания КС — критика союзнического Договора с Россией — после его подписания исчезла. Сегодня для продолжения своей деятельности большинству политиков, которые остались на обочине во время всеобщего голосования в органы власти, придется либо сойти с дистанции, либо искать новые идеи, чтобы оправдать существование своих организаций. При этом возникает серьезный вопрос, пойдут ли эти идеи на пользу всему югоосетинскому обществу.