ЦХИНВАЛ, 27 авг — Sputnik. Андрей Тадтаев. Житель Цхинвала Алан Парастаев несколько лет назад решил заняться туристическим бизнесом. В Южной Осетии в этой сфере у него практически не было конкурентов. А задумал он не просто обустроить гостевой домик в красивом месте, но и организовать для гостей верховые прогулки.
"Я вырос в селе Кроз — это курортное место, в советские времена здесь располагалась молодежная база отдыха. Среди персонала у меня было много друзей. Уже тогда я получил представление, как обслуживают туристов и даже задумывался, не начать ли свое дело. У отца была лошадь, и я подумал, что неплохо было бы организовать для туристов конные прогулки", — рассказывает Парастаев корреспонденту Sputnik.
Тогда не сложилось, а вскоре началась война с Грузией. Алан принимал участие в обороне республики, занимался общественно-политической деятельностью. Идею о конном туризме на время забросил.
"Все эти годы мы жили ожиданием лучшего, что вот-вот все трудности закончатся, и станет лучше. Со временем я понял, что ждать можно бесконечно и пора заняться чем-то конкретным", — говорит Парастаев.
Строить гостиницу или коттеджи не было денег, поэтому он приспособил для этого дом, построенный отцом еще в 1980 годах в селе Кроз. Потом начал искать лошадей.
"Сейчас у меня четыре лошади и жеребенок. Покупал я их два года. Одну даже вернуть пришлось. Главное, чтобы они были спокойные и послушные. Попадались такие, что с одним человеком ведут себя спокойно, с другим — начинают выкидывать сюрпризы. Те, что у меня сейчас — результат длительного отбора, они послушные и я спокоен за своих гостей", — говорит Алан.
Гости к предпринимателю приезжают и из России, местных бывает больше.
"Чаще всего о возможности отдохнуть в Южной Осетии и покататься на лошадях узнают через знакомых — работавших здесь журналистов, строителей, или просто в Интернете. Приезжают ко мне не только летом. Зимой здесь можно покататься на лыжах и санках, благо склонов вокруг много и на любой вкус", — рассказывает Алан.
Один из отдыхающих приехал к нему из Москвы. Николай — молодой человек, родившийся и выросший в российской столице, но с осетинскими корнями.
"Мне очень понравилось. Все радует глаз, абсолютный позитив — начиная людьми, кончая красивейшей природой. Мне есть с чем сравнить, раньше бывал в Черногории — там сплошные валуны. Конечно, здесь еще кое-что нужно доделать, улучшить бытовые условия. С другой стороны, когда оказываешься один на один с природой, то понимаешь, что привычный комфорт, в принципе, лишнее", — делится своими впечатлениями Николай.
Алан, тем не менее, планирует заняться комфортом дома. Он рассказывает о планах отстроить русскую баню, заняться дизайном ландшафта вокруг дома.
К дому подъезжает машина. Из нее вылезают две девушки и двое молодых людей. Один из них уже бывал у Алана.
"В Южной Осетии всего пара мест, где можно заплатить и отдохнуть, так как тебе нравится. Но покататься на лошадях можно только здесь", — говорит он.
Тем временем девушка, поначалу не решившаяся на прогулку верхом, говорит, что все-таки хочет покататься. Алан седлает ей лошадь, попутно инструктируя ее об основах верховой езды.
"Последний раз я каталась верхом в детстве, и это был пони", — предупреждает девушка.
Алан берет лошадь под уздцы и прогулка начинается. Беседуя, они исчезают за деревьями, и через несколько минут появляются уже с другой стороны дома. Прогулка ей понравилась.
В Южной Осетии эта сфера в советские времена была довольно развита, здесь работали турбазы и санатории, поправить здоровье, полюбоваться красивой природой и горным ландшафтом приезжали со всей страны.
После развала Советского Союза в Южной Осетии почти два десятилетия шла война с Грузией, индустрия пришла в полный упадок. В 2008 году Россия признала независимость республики, и она снова зажила мирной жизнью, но туристы не спешат возвращаться — возродить инфраструктуру пока так и не получилось.