ЦХИНВАЛ, 24 авг — Sputnik. Андрей Тадтаев. Пенсионер Павел Сиукаев вот уже четверть века занимается виноделием. Он живет в паре километров от столицы Южной Осетии, в селе Прис. Среди местных ценителей вина это село знают все, поскольку считается, что здесь делают лучший напиток.
Когда намечается застолье, а своего домашнего вина нет, обычно едут в Прис. Виноградники там есть в каждом доме, вино готовят и для себя, но большей частью на продажу.
Павел Сиукаев выделяется среди других виноделов республики тем, что только у него можно купить вино в закупоренных бутылках, причем — это игристый напиток, приготовленный по технологии Фролова-Багреева, который изобрел знаменитое "Советское шампанское". Суть метода в том, что виноградный сок бродит в бутылках, а осадок собирается на пробку.
С виноделием его познакомил отец, который был дегустатором вина и знал толк в своем деле.
"Вот уже 25 лет я занимаюсь этим делом и полюбил его, хотя начинал просто чтобы заработать на жизнь. Я немалого достиг, хватает и на жизнь, и на хлеб с маслом. Мое игристое — высококачественный продукт. Я делаю его по технологии Фролова-Багреева, который изобрел знаменитое "Советское шампанское". А его метод основан на традициях французских виноделов, которые и подарили миру этот замечательный напиток", — рассказывает Сиукаев корреспонденту Sputnik.
Винодел с гордостью показывает бережно обернутую в газету книгу Фролова-Багреева. Она издана еще в сороковых годах прошлого века тиражом в три тысячи экземпляров и сейчас считается библиографической редкостью, а в Южной Осетии — это и вовсе единственный экземпляр.
"Купил ее в свое время за 100 рублей, тогда это были большие деньги, а сейчас не продам и за 100 тысяч, хотя желающие купить были. Я делаю белое игристое точно так, как описано в книге, а технологию изготовления красного игристого я изобрел сам, и этот процесс — мой секрет", — говорит Сиукаев.
Раскрыв увесистый том, он показывает страницы со своими заметками на полях, во многих местах фрагменты текста подчеркнуты карандашом: это для сына, выделено самое главное, "на случай, если он тоже решит заняться виноделием, хотя интереса пока не проявил".
"Виноделие — одно из древнейших занятий на земле, но идеала пока не достиг никто. Вино можно совершенствовать бесконечно и я, по мере своих способностей, тоже, наверное, вношу какой-то вклад", — считает он.
Во дворе двухэтажного дома стоит виноградник, напоминающий по форме шатер. Металлический каркас весь увит лозой с большими гроздьями созревающего винограда сорта "изабелла".
"По профессии я — инженер-строитель, строил виноградник по собственным расчетам и своими руками. Когда строил, соседи спрашивали: "Ты карусель собрался здесь делать?"— смеется Сиукаев.
Здесь все сделано его руками — живет он один. Сиукаев заново отстроил дом, сожженный грузинами в начале 1990 годов. Виноградник во дворе, еще один — побольше — на участке за домом. Под домом — подвальные помещения с бочками разных размеров и штабелями бутылок с вызревающим вином. Видно, с какой заботой и тщательностью все это сделано, сколько труда вложено.
"Я люблю свое дело. Без этого я не смог бы столько работать: ежедневно с утра до ночи, сидеть сложа руки не приходится даже зимой. Это тяжелый труд. Виноград любит ласку, и получив ее, отдает все самое лучшее", — говорит Сиукаев.
Сейчас он работает над новым хранилищем для шампанского, которое будет в точности соответствовать технологии бутылочного брожения. Главное при этом — температурный режим — не выше и не ниже 15—16 градусов. Бутылки там будут сложены не в штабеля, а разложены на деревянных стеллажах. Время от времени каждую надо проведать, посмотреть сколько осадка, а когда придет время — избавится от этого осадка. Как это делает Сиукаев не вынимая пробки — тоже секрет.
До сих пор винодел изготавливал до 500 бутылок белого и красного игристого напитка. Но уже к новому году Сиукаев планирует расширить производство до 1,5 тысяч бутылок. Он уже и этикетки заказал для своей продукции. Тогда игристое будет соответствовать нормам для экспорта, но вряд ли до этого дойдет — вино быстро раскупают на месте, Сиукаеву даже не приходится сдавать его в магазины. Конкурентов по качеству и цене у него пока нет.
"Южная Осетия — идеальное место для производства вина. У нас ничего так не растет, как виноград. Прис расположен на южных склонах, для винных сортов — самое то. Но таких мест у нас много во всех районах. Нужно просто работать и любить свое дело", — говорит Сиукаев.
Виноград в Южной Осетии действительно растет хорошо. Здесь приживаются разные сорта, причем в основном винные. Виноградники есть не только в селе Прис. Практически в каждом сельском доме, да и в частных домах в Цхинвале, осенью собирают свой виноград и делают вино — и для себя, и на продажу. Но этим все и ограничивается. Несмотря на большой потенциал, говорить об экспорте пока не приходится его вывозят только мелкими партиями или чтобы порадовать друзей и близких. Недавно в республике появилась ассоциация виноделов, которая арендовала землю под крупное винодельческое хозяйство и налаживает связи в России. Быть может это начало процесса?