Вероника Джиоева: первый фурор я произвела песней про гиппопотамов

© Sputnik / Архивное фотоВероника Джиоева
Вероника Джиоева - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Вероника Джиоева рассуждает о сложностях работы в опере.

Оперная дива рассказала Sputnik о неизвестных моментах своей биографии, секретах победы на конкурсах и тайной кухне выступлений в лучших театрах мира.

— Легко ли побеждать в творческих конкурсах? Вот вы — победитель конкурса "Большая опера" на телеканале "Культура"…

— И не только его. Я — лауреат других международных конкурсов. У меня есть победы на десяти международных конкурсах. Эти победы дают веру в себя. Во-первых, когда ты едешь на конкурс, ты готовишь программу. Ты подбираешь себе репертуар. Это тоже очень важно. Я люблю соревнования, дух соперничества. Поэтому мне необходимо побеждать, быть лучшей.

Во-вторых, победа на конкурсе — это известность. Люди искусства говорят, что не хотят быть известными — это неправда. Известность сейчас очень важна. К сожалению, время такое.

— Наверное, трудно быть человеком искусства в XXI веке?

— Это нелегко. Это не так, как раньше, когда певцы по две недели по морю плавали из одной страны в другую. Сейчас время очень быстрое. Надо быть мобильным, всегда здоровым, всегда в форме, всегда хорошо выглядеть, всегда учить партии. Жизнь невероятная. У меня год просто улетает. Один день — там, два дня — там. Это очень сложно. Разный репертуар. И, конечно, постановки. Они требуют очень больших сил. Месяцами надо быть в другой стране.

И при этом ты совсем один. Слава Богу, что иногда приезжают сестра или брат. Если они хотят посмотреть новую страну, где они не были, я их зову к себе. Чтобы не быть одной. А так — очень сложно.

Моя жизнь проходит между театрами и отелями. Я не могу никуда выйти. Особенно зимой. У меня будет постановка в Хельсинки. А Финляндия — очень холодная страна. И надо будет себя беречь, чтобы не заболеть, чтобы партнеры не были простужены. Поэтому петь в опере — очень непросто.

— А вы когда почувствовали себя артисткой?

— В детском саду. Я всегда выступала, всегда была первая — на всех утренниках, на всех концертах. Дальше мы создали квартет "Азал" — сестры Джиоевы и две сестры Токтаевы. Моя сестра Инга прекрасно поет, но, к сожалению, не стала вокалисткой. И мы выступали и всегда выигрывали.

— Где прошел ваш первый сольный концерт?

— Во Дворце пионеров, где я занималась музыкой. Мне было 13 лет. Я исполняла народные танцы — узбекские, цыганские, осетинские, русские. Костюмы мне шила тетя — папина сестра. И я, значит, таким образом весь город веселила. Я сама писала пригласительные и раздавала соседям, ставила на улице лавочки и говорила: "Вечером будет мой концерт в 6 часов. Выходите, я вам буду петь!" И все мои соседи выходили, а я им танцевала, пела.

Вся моя жизнь еще тогда проходила в музыке. Дома мы пели с папой. Папа — очень музыкальный человек. Мы вставали рядом с ним с сестрой и пели в три голоса русские, осетинские, итальянские песни. В общем, такая вот у меня веселая, дружная и музыкальная семья была.

— Первые произведения, которые принесли вам успех?

— Когда поступала в музыкальное училище, я спела песню "Когда я маленьким мальчиком был…» — мне все аплодировали. Говорили: "Давай еще! " Потом с танцами и драматизмом я исполняла песенку про гиппопотамов. Такой фурор произвела! И вот тогда педагоги сказали: "Вероника, конечно, необычная".

— Педагоги вас любили?

— Мне повезло с учителями. Моя наставница Нелли Хистанова во Владикавказском училище много сил отдала, чтобы я поступила в консерваторию. Я ей безумно благодарна.

В консерватории моим учителем была величайшая Тамара Дмитриевна Новиченко, у которой учились такие звезды, как Анна Нетребко, Елена Миртова, и Галина Шойдагбаева. И, конечно, то, что я к ней попала, это — тоже большая удача. И она мне всегда говорила: "Ты — особенная!" А у нее опыт-то какой! Но, тем не менее, она мне говорила, что надо работать, и одним красивым голосом, внешностью яркой ничего не добьешься. Нужно очень много заниматься.

И Тамара Дмитриевна очень много со мной занималась. Практически без выходных. Я даже не помню, чтобы за четыре года мой педагог была на больничном. Была трагедия, когда ее муж умер. Это вот единственный раз, когда ее не было в консерватории. Большая удача, когда твой педагог не разъездной, как сейчас. Она очень рада, когда я звоню. Говорила, что она приедет на мой спектакль в Большой театр, послушает, какое у меня сейчас состояние, какой голос.

— А какие у вас отношения с удачей?

— Когда я поступала в консерваторию, я вдруг потеряла голос на нервной почве. А мы с моим педагогом Нелли Хистановой уже приехали в Петербург. И она мне сказала на репетиции: "Ты знаешь, мне надоело тебя тут распевать. Голоса нет? Вот делай все, чтобы он вернулся. Мне все равно! Порви связки и спой. Но чтоб ты поступила!"

Я не могла говорить, только шепотом разговаривала. Вообще один сип был. Я подумала: "Будь, что будет!" Я не знаю, что случилось, но когда я вышла на сцену, то я запела. До сих пор для меня это чудо.

— А как выглядел первый ваш большой успех?

— Это было в консерватории, я была студенткой 4 курса, когда у меня начались большие гастроли — надо было дать 18 концертов за месяц в Южной Корее. И там же меня послушали и предложили записать первый мой диск. Подарили мне 10 тысяч долларов. Не в России, не в Осетии, а именно в Корее. Как ни удивительно. Я записала с оркестром Мариинского театра диск. Миллионным тиражом, по-моему, он вышел.

— Поступают ли предложения из шоу-бизнеса?

— Да. Не раз я отказывала. Не буду называть группы и коллективы, они очень известные. Но материал мне не нравился. И потом у меня свои условия. И, если люди не идут на эти условия, то, естественно, зачем мне это надо? Хотя меня в последнее время можно часто увидеть на каких-то концертах, где я выступаю со звездами шоу-бизнеса. С кем-то из них дружу. В последнее время вот познакомилась с Ольгой Кормухиной, которую тоже хочу пригласить в Южную Осетию.

—  С Валерием Гергиевым часто работаете?

— Ну, конечно, я с ним очень много пела, не только на сцене Мариинского театра, но и в Париже и в Баден-Бадене. Совсем недавно выпустили диск, где я с маэстро исполняю вокальный цикл Шостаковича. Встреча с великим маэстро — это всегда высшая радость. Спасибо большое, что он мне дал возможность дебютировать в Мариинском театре, исполняя партию Виолетты Валуа в "Травиате" Верди. Это была моя первая партия, и дирижировал тогда Туган Сохиев.

Однажды, еще до Мариинки, мы с маэстро случайно встретились в Мадриде. Два осетина. Я пела "Иоланту" Чайковского, он дирижировал симфоническим оркестром. Я к нему, конечно, подошла, сказала: "Я очень хочу с вами работать". — "А что ты здесь делаешь?" — "Да вот, пою Иоланту". До этого мы один раз вместе выступали в Большом театре, на юбилее великого Коста Хетагурова.

— Есть ли для вас какие-то особенные партии?

— Для меня все мои роли особенные и любимые. Скоро открытие сезона в Чешской государственной опере, я там пою Иоланту. Затем "Тоска" Пуччини на сцене "Сибирского колизея". Там же меня ждут партии Мими в "Богеме" и Микаелы в "Кармен". Затем на сцене Большого театра партия королевы Елизаветты Валуа в опере "Дон Карлос", которую очень ждут мои поклонники, так как, к сожалению, я сейчас мало пою на сцене Большого и Мариинского.

Очень люблю партии Таис, Леноры, Аиды. Готовится шведская постановка оперы Шостаковича "Катерина Измайлова". Я мечтала об этой роли, музыку которой очень люблю.

— Где вам больше нравится выступать и жить?

— Жить — в Праге. А выступать — везде. На всех лучших сценах мира.

— Что для вас женское счастье?

— Быть любимой, любить и быть матерью.

— Выступая за границей, как вы себя позиционируете?

— Российская оперная певица.

— Аудитория каких стран вам ближе?

— Конечно, российская. Хотя дома я волнуюсь больше, чем в Европе. У нас очень много появилось музыкальных критиков. Я знаю, что их нанимают, чтоб писать.

Всегда найдется человек, который обязательно какую-то гадость напишет. В пользу другой сопрано, у которой больше возможностей, больше денег у мужа, и так далее. А я не люблю вот эту грязь в своей профессии. Я не знаю, откуда такие критики берутся. Но самое главное, что у меня есть любящий зритель.

— Что вы пожелаете жителям Цхинвала?

— Что я могу пожелать моим дорогим землякам? Обязательно мира. Процветания. Любви друг к другу.

Лента новостей
0