Россия – Южная Осетия: необходимо наладить механизм сотрудничества

© Sputnik / Антон Подгайко / Перейти в фотобанкМероприятия в годовщину признания независимости Южной Осетии
Мероприятия в годовщину признания независимости Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Договор с Россией изменит ситуацию в Южной Осетии при условии, если удастся решить две принципиально важные задачи – кадровую политику и эффективность исполнительной власти, считает Александр Крылов.

Александр Крылов, доктор исторических наук, ИМЭМО РАН, президент Научного общества кавказоведов, для Sputnik.

Отношения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия базируются на заключенном между ними Договоре о союзничестве и интеграции. Он был подписан в Москве 18 марта 2015 г. президентами В. В. Путиным и Л. Х. Тибиловым, 3 апреля 2015 г. ратифицирован внеочередной сессией парламента Южной Осетии, 30 июня 2015 г. соответствующий закон о ратификации подписан президентом России, 30 июля состоялся обмен ратификационными грамотами, что означает вступление договора в силу. Главной целью договора было определение долгосрочной перспективы двусторонних отношений с учетом тех изменений, которые произошли в последние годы на Кавказе и в целом на международной арене. Договор заключен сроком на 25 лет с возможностью его автоматического продления на последующие десятилетние периоды.

Дом правительства РЮО - Sputnik Южная Осетия
МИД: Договор о союзничестве между Южной Осетией и РФ вступил в силу

Договор призван определить пути решения всего комплекса проблем, начиная от вопросов безопасности РЮО и заканчивая повседневными нуждами граждан республики. Он предусматривает формирование общего пространства обороны и безопасности, интеграцию таможенных органов, свободное пересечение гражданами межгосударственной границы, создание Совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел для борьбы с терроризмом и организованной преступностью в регионе. В Договоре был закреплен порядок взаимодействия в области социальной защиты населения (меры по повышению пенсий, заработных плат работникам бюджетных учреждений в Южной Осетии), по созданию в республике современной системы обязательного страхования. Предусмотрено введение упрощенной процедуры приобретения российского гражданства.

Понятно, что Договор не ставит целью решить все имеющиеся проблемы, он задает только общие рамки двусторонних отношений. Конкретный механизм взаимодействия и дееспособного функционирования всех структур призваны отрегулировать отдельные соглашения, которые должны быть заключены в течение 6 месяцев. Заключение таких соглашений предусматривается большинством статей договора: о гарантиях безопасности (статья 2), режиме пересечения границы (статья 3), обеспечении правопорядка (статья 4), интеграции таможенных органов (статья 5), повышении средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений (статья 7), пенсионном обеспечении (статья 8), медобслуживании (статья 9), развитии науки и образования (статья 10), культуры, языков, спорта, туризма и т. п. (статья 11).

Путин: договор РФ с Южной Осетией станет шагом для развития интеграции

В Южной Осетии подписание Договора не сопровождалось таким накалом страстей, как в Абхазии, здесь не было громких обвинений в намерении превратить республику в "российскую губернию". Более того, представители ряда партий ("Единая Осетия" и др.) во время обсуждения Договора предлагали свой вариант текста, который формально не делал Южную Осетию частью России, но фактически вел дело именно к этому, так как предусматривал наделение российских органов власти функциями по управлению многими сферами жизни югоосетинского государства. Так, предлагалось передать России полномочия по обеспечению обороны и безопасности Южной Осетии, законности и правопорядка в республике, функции по осуществлению правосудия, по работе в чрезвычайных ситуациях, таможенное регулирование. Соответствующие структуры Южной Осетии — Вооруженные Силы, органы безопасности, органы внутренних дел, прокуратуры, уголовно-исполнительной системы, судебной системы, таможенные органы, подразделения МЧС – предлагалось сделать частью аналогичных российских структур.

Подобные предложения имели под собой реальную основу в местном обществе. Например, бывший депутат парламента, экс-председатель Высшего арбитражного суда Южной Осетии Ахсар Кочиев заявил в интервью "Независимой газете" в январе 2015 г.: "Вхождение республики в состав России является необходимым условием национального выживания. Бюджет республики на 95% наполняется российскими деньгами. Как мы можем быть независимыми, если ни по одному параметру не можем себя содержать? Есть и духовная составляющая. Мы веками проживали бок о бок с грузинами, входили в состав грузинского государства, но так и не восприняли его культуру, язык. А к русской культуре относимся, как к своей. Мы ощущаем себя частицей русского мира. Нам предки завещали быть вместе с Россией". Он высказал убеждение в том, что разделенный осетинский народ должен жить в одном пространстве, которым является Россия и что точка зрения большей части осетинского общества схожа с его собственной.

Подобные взгляды действительно популярны в республике, о целесообразности возврата Южной Осетии в состав России заявляли многие политические деятели, включая ее президента Л.Х. Тибилова. Вместе с тем, в республике имеются и сторонники независимого развития с опорой на "братские", но все же двусторонние отношения двух независимых государств.

Подписание интеграционного договора - Sputnik Южная Осетия
Договор между РФ и РЮО формирует общий контур безопасности - глава Южной Осетии

Разгром грузинской армии в 2008 г. и заключение Договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией фактически сняли с повестки дня прежде самый важный для жителей республики вопрос: начнется ли новая война? Хотя проблемы безопасности не исчезли полностью, они играют несравнимо меньшую роль в жизни республики, чем в прежние годы. Теперь наибольшее значение для Южной Осетии приобрели проблемы социально-экономического характера.

Большинство жителей республики продолжает жить в весьма сложных бытовых условиях, это стимулирует недовольство местными властями и компрометирует политику России в глазах населения республики. Договор о союзничестве и интеграции может изменить ситуацию и решить множество повседневных и бытовых проблем, от которых жители Южной Осетии давно устали. Более того, он может открыть путь для радикального улучшения ситуации, однако при условии, если удастся решить две принципиально важные задачи.

Во-первых, необходимо радикально улучшить кадровую политику и повысить эффективность деятельности местных властей, всей исполнительной власти. И, во-вторых, в течение определенного Договором срока (а это всего несколько месяцев) обеспечить разработку и заключение (а затем и эффективную работу) всех дополнительных соглашений, которые предусмотрены Договором. В настоящее время именно от решения этих двух задач во многом зависит, окажутся ли оправданными надежды населения республики, связанные с Договором о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0