Юрий Вазагов, политический обозреватель, специально для Sputnik
В Москве состоялся обмен ратификационными грамотами между заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным и послом Южной Осетии в России Знауром Гассиевым. Это значит, что Договор о союзничестве и интеграции, подписанный Россией и Южной Осетией в Москве 18 марта 2015 года, вступил в силу. Теперь министерства и ведомства двух стран могут приступить к решению стратегических вопросов Договора.
В течение полугода обе стороны должны разработать и подписать дополнительные соглашения к Договору, которые станут основой для нового этапа жизни Южной Осетии. Пожалуй, одной из наиболее актуальных составляющих договора является формирование единого пространства обороны и безопасности. Общая безопасность двух стран становится едва ли не главной задачей на фоне событий, происходящих на постсоветском пространстве. Прежде всего, это ситуация на Украине, перспективы переноса подобных сценариев в кавказский регион, провокации на границе Южной Осетии с Грузией, которые показывают, насколько хрупок мир, установившийся здесь после 2008 года.
Власть "Грузинской мечты" слабеет с каждым годом, а деятельность радикальных прозападных кругов становится все активнее и жестче по отношению к действующему правительству. Не исключен сценарий прихода к власти очередного фанатичного «западника» со всеми последствиями для стабильности в регионе.
Кроме того, "интернациональную" помощь в эскалации ситуации грузинским радикалам могут оказать бойцы украинских националистических батальонов, которым сейчас в свою очередь помогают военнослужащие грузинских спецподразделений, прошедших Ирак, Афганистан и Южную Осетию. Следует учитывать и фактор "Исламского государства" и форсированное создание учебно-тренировочного центра НАТО в Грузии. Все это лишь подтверждает, насколько для Южной Осетии был необходим Договор с акцентом на оборонную составляющую.
Подходы к созданию общего пространства обороны сегодня разные. И это нормально, поскольку путь к общей цели идет через совместные дискуссии.
Так, касаясь предусмотренного договором перехода части подразделений министерства обороны и органов безопасности в подчинение соответствующих российских федеральных ведомств, Народная партия Южной Осетии отмечает, что возникают вопросы, какие подразделения и по каким критериям будут переходить в подчинение федеральных ведомств.
По словам Амирана Дьяконова, "рабочая группа, которая будет состоять из представителей ведомств двух стран, должна детально проработать все вопросы, чтобы избежать ненужных последствий".
Лидер партии "Единство народа", депутат Владимир Келехсаев со своей стороны выступает за объединение усилий России и Южной Осетии в вопросах обороны и безопасности.
"У Южной Осетии как у независимого государства должно быть свое министерство обороны и своя армия, но с учетом сегодняшней ситуации и той угрозы, которая продолжает исходить от Грузии, возникает необходимость в интеграции в оборонной сфере с Россией", — отмечает Келехсаев.
У партии парламентского большинства "Единой Осетии" свой подход, нацеленный на более тесную интеграцию с Россией в области обороны, исходя из интересов обеспечения безопасности Южной Осетии. Как отмечает вице-спикер Дмитрий Тасоев, "Единая Осетия" изначально в ходе разработки проекта договора указывала на то, что нельзя разделять силовые структуры на части и выступала за их переход в федеральное подчинение.
"Трудно сказать по каким критериям будет происходить переход части подразделений в состав соответствующих российских ведомств. К тому же следует учитывать тот факт, что военнослужащие тех подразделений, которые войдут в состав российских ведомств, будут получать зарплату и социальный пакет на уровне Северо-Кавказского округа, а те, кто останется в подчинении минобороны РЮО останутся на содержании самой республики. Подобная разница может вызвать негативный эффект", — считает Тасоев.
Мнения, как видим, разные, но очевидно, что совместной рабочей группе, которая займется разработкой дополнительного соглашения по линии обороны и безопасности, придется детально проработать все аспекты для достижения оптимального результата. С российской стороны подобных расхождений нет, Россия готова взять на содержание столько подразделений, сколько решит сама Южная Осетия, если понадобится и целые ведомства тоже.
Важное место в договоре отводится и налаживанию более тесного сотрудничества органов внутренних дел в формате создания Информационно-Координационного центра.
По мнению замминистра внутренних дел Тарзана Кокойты, будущий центр может сыграть положительную роль в решении многих вопросов в правоохранительной сфере республики.
Одна из главных задач центра — борьба с экономическими преступлениями в процессе восстановления Южной Осетии, когда многие строительные фирмы, получив подряды и финансирование авансом, успешно скрывались на территории России.
Как отметил Кокойты, "создание центра позволит оперативно и более эффективно обеспечивать взаимодействие правоохранительных структур РЮО и РФ для привлечения к ответственности лиц, подозреваемых в совершении подобных преступлений".
Другим направлением работы станет помощь двух стран друг другу в розыске преступников, борьба с попытками организовать наркотрафик, обеспечение безопасности в условиях повышения террористической угрозы в регионе, связанной с появлением ИГ в Грузии и др.
Министерства внутренних дел России и Южной Осетии уже провели первые рабочие контакты по обозначению контуров будущего соглашения. В частности, решаются вопросы повышения денежного содержания, приведения штатной численности в соответствии с российскими стандартами, технического оснащения органов внутренних дел РЮО.
Из 1994 человек в МВД республики должно остаться 1400. Остальные, а это два батальона УВО, будут преобразованы в охранные структуры, которые по договорам займутся обеспечением охраны различных объектов и учреждений. Таким образом, удастся избежать массовых сокращений, в основном они будут проводиться за счет лиц, достигших пенсионного возраста.
В целом ситуацию в правоохранительной сфере Тарзан Кокойты оценивает положительно, отмечая снижение показателей преступности.
"Криминогенная ситуация в РЮО на порядок более стабильная по сравнению с близлежащими регионами, а помощь российских коллег позволит минимизировать и эти показатели", — отметил Кокойты.
Плюсы в социальной сфере от нового договора, которые может получить Южная Осетия, обозначались многократно. Увеличение зарплат бюджетников с применением российской системы надбавок и начислений — один из них. Свою роль сыграет и повышение социальных пособий и пенсий до уровня северокавказских регионов России. И, хотя сегодня многие жители Южной Осетии различными путями давно получают их в Северной Осетии, реализация нового договора поможет им избежать дополнительных сложностей, открыв доступ к ресурсам российской «социалки» непосредственно здесь, в РЮО. В условиях нынешних экономических трудностей, отразившихся и на Южной Осетии, помощь социальной сфере республики поможет избежать падения уровня жизни населения.
Еще один пункт договора касается введения режима свободного пересечения на российско-югоосетинской границе. Его ждет едва ли не все население республики. Договор предусматривает интеграцию таможенных органов РФ и РЮО, включая переход на российское таможенное законодательство и нормы Евразийского экономического союза, обеспечение свободного пересечения государственной границы "с учетом ограничений по соображениям безопасности". Впоследствии российская таможня и пограничные переходы могут быть перенесены на границы РЮО с Грузией.
Реализация договора открывает серьезные перспективы интеграции России и Южной Осетии, позволит создать механизмы для ускоренного экономического роста и повышения благосостояния населения РЮО. Вопрос в том, чтобы ответственно использовать потенциал договора, в том числе путем учета всех актуальных вопросов при разработке дополнительных соглашений. А уж затем практическая реализация всех пунктов договора покажет, в каком направлении в будущем следует углублять и развивать интеграционные процессы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.