Андрей Тадтаев, Sputnik Южная Осетия
На границе Южной Осетии с Грузией недавно вновь состоялась акция протеста, и снова ее основными действующим лицами стали журналисты. В 2013 году представители грузинских СМИ уже устраивали нечто подобное у села Мугут в Знаурском районе.
По ту сторону границы тогда собралось несколько десятков человек — в основном журналисты телеканалов — развернули грузинский флаг и транспаранты, в том числе оскорбительного содержания, исполнили гимн, нецензурно выражались в адрес югоосетинских пограничников. В грузинской блогосфере и нескольких печатных изданиях тогда писали, что акция организована сторонниками экс-президента Михаила Саакашвили, который во время своего правления взял под контроль крупные телекомпании. Их сотрудники в основной своей массе и сегодня продолжают поддерживать бывшего президента и его линию на "восстановление территориальной целостности любой ценой".
Нынешние власти страны, по мнению ряда грузинских экспертов, с одной стороны пытаются выдавить Саакашвили и его сторонников из внутриполитического поля и рады бы официально не поощрять подобные акции, однако с другой стороны боятся обвинений оппонентов в "предательстве национальных интересов", недостатке патриотизма, что может не лучшим образом сказаться на их карьере. В этом недавно обвинили госминистра Грузии по вопросам примирения и равноправия Паату Закареишвили, заявившего, что ни один из установленных пограничных указателей в Ленигорском районе Южной Осетии "не выходит за пределы административной границы". Представители нескольких грузинских НПО собрались у дома Закареишвили с плакатами с надписью "предатель", и заявили, что позиция госминистра "однозначно предательская". Учитывая, что он вошел в правительство от партии "Грузинская мечта", можно сделать вывод, кто стоит за этой акцией.
Впрочем и нынешние власти, как правило, резко реагируют на ситуацию на границе с Южной Осетий, выступая с громкими заявлениями о "ползучей аннексии" и призывами "остановить Россию". В этом действующее правительство практически копирует своих предшественников.
Этим летом в Тбилиси сообразили, что к работам югоосетинских пограничных служб по обустройству границы можно привлечь дополнительное внимание не только чиновников западных стран и международных организаций, но и большого бизнеса. Дело в том, что в Ленигорском районе проходит небольшой участок (около 1,6 километра) нефтепровода Баку-Супса, который обслуживает крупнейшая компания British Petroleum (BP).
Грузинские власти заявили, что этот участок оказался на югоосетинской территории после того, как пограничники установили там информационные знаки, предупреждающие о линии прохождения границы. Однако, как аргументированно указал Цхинвал и даже подтвердил Закареишвили, никакого нарушения грузинской границы не произошло.
Обустройство границы проходит по тем же картам советских времен, на которые ссылается и Грузия, продолжая именовать разграничительную линию "административной границей". И нефтепровод оказался в центре внимания просто потому, что работы эти дошли до югоосетинского участка нефтепровода, который был югоосетинским и в позапрошлом году, просто про это тогда не вспомнили.
10 июля все те же грузинские журналисты и представители НПО провели на границе акцию, сильно напоминавшую по сценарию ту, что организовали в 2013 году. На этот раз их было больше и действовали они более агрессивно. Они повалили один из указателей, водрузив на его месте грузинский флаг. Еще один информационный знак был замазан краской.
В КГБ Южной Осетии отметили, что все указатели находятся на удалении 50 — 100 метров от линии границы вглубь югоосетинской территории, поэтому налицо не только порча знаков, но и массовое нарушение госграницы. В связи с этим КГБ возбудило уголовное дело, а югоосетинская сторона потребовала обсудить провокацию на внеочередной встрече в формате Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). На встрече руководитель югоосетинской делегации Хох Гаглойты предупредил, что в случае повторения подобных провокаций, они не останутся без последствий, а работа по обустройству границы продолжится в плановом режиме.
В ходе встречи постоянный сопредседатель от международных организаций передал участникам МПРИ просьбу населения приграничных грузинских сел к журналистам, общественникам и всем желающим провести акции на границе, воздержаться от них, поскольку сельчанам они ничего, кроме тревоги не приносят.
Гаглойты пояснил и ситуацию с участком нефтепровода Баку-Супса, сообщив участникам встречи, что он пролегает через территорию Южной Осетии с момента укладки, а вся шумиха по этому поводу поднята намерено.
Тема нефтепровода все же сыграла свою роль: в Грузию приехал президент Европейского Совета Дональд Туск, который встретился с грузинскими властями и лично ознакомился с ситуацией на границе. Он сказал то, чего от него ждали в Тбилиси, и ради чего поехал на границу: Туск призвал Россию "выполнить все обязательства, предусмотренные соглашением о прекращении огня от 12 августа 2008 года" и заявил, что ЕС считает Абхазию и Южную Осетию "неотъемлемыми частями Грузии". Словом, ничего нового.
На этом шумиха на пограничную тему, как и в 2013 году, стихла. Наверняка такие акции еще будут, и вероятно их организаторы не прислушаются к жителям приграничных грузинских сел, уставших от наездов активистов из Тбилиси. И если бы об этих жителях действительно заботились центральные и местные власти, а их права волновали бы политически подкованных журналистов и патриотично настроенных общественников, акции бы действительно прекратились. Потому что сельчан мало интересует политическая борьба в столице и геополитическое противостояние в мире. Им просто хочется спокойно жить, иметь возможность обрабатывать свою землю и продавать свой урожай. И в этом обустроенная граница им на пользу, хотя бы потому, что местные жители будут знать, где она проходит, чтобы не нарушать ее по неведению, а потом проходить через неприятные процедуры после встречи с пограничниками.
На сегодняшний день по периметру границы между Южной Осетией и Грузией выставлено 100 информационных знаков на участках общей протяженностью около 40 километров. По оценке КГБ Южной Осетии, эта работа способствует уменьшению количества нарушений госграницы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.