— Прежде всего я хочу поблагодарить всех граждан Южной Осетии за то, что год назад они пришли и проголосовали на выборах. Наше население в очередной раз проявило высокую гражданскую позицию, что не может не вызывать уважения.
— Расскажите об итогах работы парламента за год. Что можно занести в актив депутатского корпуса?
— Работу парламента за год могу оценить как достаточно эффективную. Многие нас обвиняли в том, что мы не занимаемся законотворчеством в должной мере. Мы удивились, сравнили и выяснили: мы приняли больше законов, чем, к примеру, предыдущий парламент за тот же период работы.
Парламент работает над целым комплексом вопросов, решение которых назрело уже давно. Много разговоров в свое время было и о так называемом "цензе оседлости" для президента и депутатов, о выборах в местное самоуправление. Все эти вопросы требуют обсуждения.
Я убежден, что ценз для президента необходим. Это не затрагивает никакие демократические нормы и права человека. Что касается "ценза оседлости" для депутатов, то его надо пересматривать.
Остро строит вопрос о местном самоуправлении. В первую очередь, надо сделать избираемыми должности глав районов и городов. Многие думают, что после принятия закона о местном самоуправлении так и будет. Но это не так. Этот закон не имеет никакого отношения непосредственно к главам административных единиц. Люди должны иметь возможность сами выбирать глав районов и городов. А для этого нужны изменения в Конституцию.
И раз уж об этом зашла речь, я считаю, что нужна новая Конституция. В действующий Основной закон внесено очень много поправок, дополнений, что зачастую дает возможность неоднозначных трактовок. Этого не должно быть. Положения Конституции должны быть предельно ясны и не входить одна с другой в противоречие.
Но принятие новой Конституции должно обсуждаться со всеми ветвями власти, специалистами в области конституционного права, юристами.
— Удалось ли партии большинства найти общий язык с другими партиями, другими ветвями власти?
— Серьезных разногласий между нами нет. Здесь никто указов не пишет, парламент — это коллегиальный орган и без споров здесь быть не может.
У каждого из наших депутатов есть свое мнение, которое они отстаивают. Но лишний ажиотаж ни к чему хорошему не приведет.
Депутаты должны быть абсолютно независимы и принимать решения, не оглядываясь на какие-то личности.
— Вы недавно побывали на конференции парламентов республик Северного Кавказа. Расскажите об ее итогах?
— В СКПА Южная Осетия является только ассоциированным членом. Тем не менее, активность нашего взаимодействия видна. К примеру, на предыдущей встрече мы поднимали вопрос об оказании высокотехнологичной медицинской помощи нашим гражданам. Этот вопрос по предложению СКПА был затем внесен в Госдуму и Совет Федерации. Сейчас над решением этого вопроса идет активная работа между двумя странами.
В дальнейшем мы планируем поднять на заседаниях СКПА еще ряд вопросов, касающихся развития социальной сферы, вопросы, которые без участия России нам трудно решать.
— Как происходит взаимодействие с ЛНР и ДНР. Как развивается межпарламентское сотрудничество с другими странами?
— Мы постоянно общаемся с нашими коллегами из Луганской и Донецкой народных республик. Что касается конкретных договоренностей и соглашений, то сначала с ними должны быть установлены межгосударственные соглашения, после чего мы можем активизировать свои отношения.
В целом межпарламентское сотрудничество на высшем уровне установлено с Россией. Мы принимали участие в парламентской ассамблее России и Беларуси, где также являемся ассоциированным членом. На новый уровень выходит наше взаимодействие с парламентом Нагорного Карабаха. Мы получили приглашение посетить страну и от парламента Никарагуа. С ними также готовится соглашение о сотрудничестве. Это — серьезные шаги, которые мы еще будем наращивать.
— В начале работы парламента каждый из депутатов был прикреплен к определенному району. Дала ли такая работа свои положительные результаты? Насколько парламент близок к своему избирателю?
— Такая работа, я уверен, дала свой положительный эффект. Люди уже не задаются вопросом: "кто наш депутат?". Каждый избиратель знает, к кому он может обратиться.
Конечно, эта работа не идеальна, есть жалобы со стороны граждан. Мы на каждый отдельный случай реагируем и стараемся улучшить свое взаимодействие с нашими избирателями.
В этом году к нам поступило уже 730 обращений в письменном виде, более 850 человек принял я сам. В основном люди обращаются к нам с личными проблемами. Более 40 процентов обращений связано с жилищным вопросом, есть жалобы на действия судебных органов, оказание материальной помощи, трудоустройство.
Мы по мере возможности помогаем и реагируем, направляем запросы в органы исполнительной власти, многие вопросы решаются при непосредственном участии президента.
— Госдума ратифицировала договор о союзничестве и интеграции РЮО и РФ. Какое участие в его реализации примет парламент?
— Наша роль уже выразилась в ходе подготовки договора и ратификации парламентом договора о союзничестве и интеграции. Мы готовы принять активное участие и в разработке проектов дополнительных соглашений. Если наше участие потребуется, мы готовы к взаимодействию с исполнительной властью. Если у нас будут свои предложения, мы их также представим.
— Какие законы планирует принять парламент в этом году?
— Готовятся к рассмотрению законы о парламенте, политических партиях. Активная работа идет над поправками в Конституцию, избирательное законодательство, и еще целый комплекс вопросов и законов, которые готовит как сам парламент, так и органы исполнительной власти. Я уверен, скучать нам не придется.