ЦХИНВАЛ, 21 мая, — Sputnik. В ЮОГУ прошел творческий вечер, посвященный 75-летию со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературы Иосифа Бродского. Поговорить о творчестве и жизненном пути поэта собрались преподаватели университета, студенты и почитатели творчества Бродского.
Студентам показали фильм про поэта. Все присутствующие с интересом смотрели на слайд фотографий, на каждой из них поэт запечатлен с друзьями и единомышленниками — Владимиром Высоцким, Евгением Рейном, историком Вероникой Шиц, которая занималась скифским искусством. Было представлено множество фотографий Бродского с его близкой подругой Дианой (Лялей) Абаевой. В основном, это были фотографии из Нью-Йорка и Лондона, где поэт жил и работал, находясь в эмиграции.
Экс-министр образования Марина Чибирова зачитала отрывок из судебного процесса над Бродским в Ленинграде, где поэта судили по обвинению в тунеядстве.
"Схема допроса: "Отвечайте суду, почему вы не работали?" — "Я работал. Я писал стихи".- "Отвечайте, почему вы не трудились?" — "Я трудился. Я писал стихи".- "А почему вы не учились этому в вузе?" — "Я думал, это от Бога", — отвечал Бродский судье.
Спустя полтора года ареста, Бродского освободили по многочисленным ходатайствам литературной общественности. Освобождение поэта не означало, что конфликт между ним и властями окончен, Бродский эмигрировал за рубеж, где его имя приобрело широкую известность.
На творческом вечере поэта читали письма Бродского в Цхинвал, он писал своей приятельнице Заре Абаевой, ее сестра дружила с семьей Бродских.
В своих письмах из Лондона Бродский просил Зару подыскать ему тихое место в горных селениях Южной Осетии, где бы поэт смог пожить какое-то время.
"Зара, Ляля говорила мне, что есть возможность найти тихий домик в горах на отшибе. Я ни в коей мере не хочу создавать Вам неудобства, но если есть возможность поселить меня в горах, где никого нет, я был бы очень Вам благодарен. Январь я проведу в Ялте, а если меня примете, то февраль я проведу в горах. Черкните мне пару строк в ответ, если не сложно", — пишет Бродский в Цхинвал Абаевой.
По словам Абаевой, она так и не осмелилась в советские времена пригласить опального по всей России поэта в гости в Южную Осетию.