04:36 15 Апреля 2021
Прямой эфир
  • EUR90.54
  • USD75.68
Пресс-центр
Получить короткую ссылку
Образовательный проект SputnikPro (54)
84 0 0

В рамках просветительского проекта SputnikPro состоялся очередной вебинар на тему "Заг – друг, а не враг": как быстро и эффективно придумать кликабельный заголовок".

Как придумывать яркие, кликабельные и запоминающиеся заголовки, какие ошибки допускают при этом журналисты – об этом и многом другом участникам мастер-класса рассказал советник медиагруппы "Россия сегодня" Олег Дмитриев.

Лицо текста

Все знают, что "встречают по одежке". Так же происходит и в медиа: чтобы эффективно продавать материалы, нужно придумать яркий и запоминающийся заголовок, уверен Дмитриев.

"Надо искать, что привлекает внимание и не путает читателя, не содержит оценочных прилагательных, а иначе нас могут упрекнуть в необъективности. Можно давать в заголовке цитату, что произошло, а можно давать рифмованные конструкции, похожие на мем", – считает эксперт.

Журналист, отметил Дмитриев, должен задать себе вопрос – запомнит его читатель или нет? Для наглядности он предложил участникам мастер-класса вспомнить, как всего лишь одно предложение из семи слов "каждый охотник знает, где сидит фазан" ярко и легко раскрывает формулу радуги. Подобные конструкции запоминаются гораздо легче других. "Заголовок должен быть ярким, броским и легким для восприятия", – подчеркнул Дмитриев.

Игра слов

Как отметил Дмитриев, один из удачных способов озаглавить текст – частичное или полное изменение идиом или устойчивых выражений или же игра слов: "У груза миновало: наблюдается оживление контейнерных перевозок". Подобный пример созвучен с известной фразой "угроза миновала". 

Еще один прием – заменять слова в заголовке не только синонимами, а тем, с чем упомянутая личность или вещь ассоциируется. Так, по словам Дмитриева, слово "спутник" в современном мире может быть космическим аппаратом, СМИ или вакциной. Но наиболее частая ассоциация у людей – все связанное с космосом. А разные личности могут быть легендами или символами различных событий, а также социальных движений того или иного времени.

Как раскрыть интригу

"Постоянно все спорят, стоит ли говорить, что произошло на самом деле, или как-то интриговать? В первом случае мы сохраняем честность перед аудиторией, во втором – можем добиться локального успеха, но ненадолго. Нужно найти баланс и не забывать руководствоваться принципом "не навреди". Иногда интриги и образы неуместны ", – пояснил журналист.

Примерно такого же мнения Дмитриев придерживается и в вопросе касательно СЕО-индексации заголовков. Лектор уверен, что о правилах индексации в поисковиках никогда нельзя забывать, но если слишком заиграться подобными методами, то можно позабыть о литературной и просветительской составляющей написания статей. 

А вот подзаголовки нужны тогда, когда у автора длинная статья и ее следует разбить на равное количество абзацев. Подзаголовками могут быть символьные номинативные фразы, простые предложения в форме утверждения и вопроса, эллиптические фразы-конструкции. Важно понять: интрига нужна только если есть, чем интриговать.

Еще очень важно обращать внимание на то, что у журналиста находится в лиде - вступлении - первое одни или несколько предложений после заголовка. Главное его предназначение – заставить дочитать текст до конца. Длина лида должна быть не больше трех-четырех предложений. Причина – читатель принимает решение о чтении статьи за три-пять секунд.

Олег Дмитриев рассказал также о типах лидов.

Информативный: во вступлении пересказываются события, о которых пойдет речь в тексте. Автор отвечает на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Часто используется в криминальных репортажах и там, где не нужна дополнительная интрига. Громкие преступления "завораживают" сами по себе.

Атмосферный: задача – создать у читателя настроение с помощью интересных деталей о месте и герое.
Ретроспективный: в лиде упоминаются прошлые обстоятельства и факты. Это продуктивный способ пробудить в аудитории любопытство.

Цитатный: если вам требуется начать текст с цитаты человека, у которого вы берете интервью, но для заголовка она слишком велика, ее можно переместить в лид. При этом важно, чтобы высказывание раскрывало не только характер героя, но и хотя бы одну из ключевых тем беседы.

Советы от коуча:

  • заголовок должен привлекать внимание и не содержать оценочных прилагательных, чтобы вас не обвинили в субъективных суждениях;
  • старайтесь умещать заголовок на русском языке в 70 символов — это лучшая длина заголовка, чтобы человек быстро усвоил его смысл;
  • чтобы быть креативным, нужно развить в себе навык интересных ассоциаций;
  • заголовок может содержать самую интересную информацию из статьи — это называется Top Line. Или интриговать читателя, не раскрывая главные сведения из информационного материала — это кликбейт;
  • хорошо работают и вирусные заголовки, например, "5 способов развлечься дома в пандемию". Таким образом вы не привязываете себя к страновой аудитории, а можете рассчитывать, что новость разойдется по СНГ;
  • можно сочетать символичные фразы и top line. Например: "Балалайкой по COVID: музыкант записал кавер на песню Little Big"

Что такое SputnikPro

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты.

С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.

Sputnik – одно из крупнейших международных СМИ, объединяющее мультимедийные интернет-сайты на 33 языках, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира. Новостные ленты Sputnik круглосуточно поставляют информацию ведущим изданиям по всему миру на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет более 80 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях Sputnik превышает 20 миллионов. В 24 редакционных центрах по всему миру, от Бишкека до Кишинева и от Пекина до Монтевидео, работает свыше тысячи человек десятков национальностей. Sputnik входит в медиагруппу "Россия сегодня". Головной офис Sputnik находится в Москве.

Темы:
Образовательный проект SputnikPro (54)

Главные темы

Орбита Sputnik