"Цхинвал встречал отсутствием света и хлеба": Ирина Таболова о работе в Южной Осетии

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 15 янв — Sputnik, Фатима Плиева. В годы грузино-осетинского конфликта Южная Осетия находилась в полной информационной блокаде, рассказала в интервью Sputnik заслуженный журналист Южной Осетии и Северной Осетии, заслуженный работник культуры России Ирина Таболова, которая в четверг отмечает 80-летний юбилей.
В 1990-е годы Таболова вместе со своим оператором Олегом Федоровичем стала первым журналистом, работавшим непосредственно в зоне грузино-осетинского конфликта. Ее репортажи из Южной Осетии в те годы были единственным видеоматериалом, поступавшим в федеральные СМИ.

"Ко мне приходили люди из Южной Осетии — добирались как могли, стучались во все двери. Надо было ехать. Там гибли люди, а никаких инициатив, что кто-то поедет и будет это освещать, не было. Я сама приняла такое решение", — рассказала Таболова.

Забытый герой: история летописца независимости Южной Осетии
По ее словам, первый приезд в Южную Осетию запомнился ей особенно остро. Блокадный Цхинвал встретил журналистов отсутствием хлеба, света и элементарных условий для жизни.

"Нас встретили цхинвальские дети. Они останавливали все машины подряд, мы остановились, и дети подошли к нашей машине. Мы всегда брали с собой хлеб, сахар — самое необходимое. Я спросила, как у них дела, и они сразу доложили обстановку: хлеба нет, света нет. Такие вездесущие мальчишки — прямо по-взрослому рассказали, как живет город", — вспоминает она.

Таболова отметила, что в те годы в Южной Осетии не было структур, обеспечивающих сопровождение журналистов или взаимодействие со СМИ, поэтому всю работу приходилось организовывать самостоятельно.
"Со мной был мой оператор Олег Федорович, царство ему небесное — он недавно скончался. Поддерживать нас было некому, да и не до этого тогда было. Мы сами должны были быть поддержкой — прежде всего для народа Осетии", — сказала журналист.
"Кудесники своего дела": как рождалось независимое телевидение Южной Осетии
Репортажи Таболовой из Южной Осетии транслировали многие федеральные телеканалы. По ее словам, альтернативных источников информации из зоны конфликта тогда практически не существовало.

"Я даже не знала, где и как выходили наши материалы — некогда было. Потом уже говорили, что у федеральных каналов просто не было никакой информации. Они получали лишь сухие сообщения агентств, а живых свидетельств не было, поэтому вынуждены были обращаться к нашим материалам. Мы работали на свой страх и риск", — подчеркнула она.

Особым моментом Таболова назвала приход российских миротворцев в Южную Осетию.
"Это был настоящий праздник", — отметила она.
Журналист также подчеркнула, что всегда выступала за единство осетинского народа и недопустимость разделения на Север и Юг.
"Для меня нет другого народа и другой республики — народ один. Я и на Юге об этом говорила: нужно беречь единство народа, его силу. Как бы ни называли себя — южные или северные, в истории остается один осетинский народ", — заключила Таболова.
Журналист "Южной Осетии": хочется, чтобы бумажная газета существовала еще долгие годы