Нартский эпос - это величайший памятник культуры осетинского народа, героический эпос о жизни и подвигах Нартов - героев-богатырей. Однако многие эксперты по эпосу считают, что главный героизм Нартов - не в борьбе с чудовищами, а в чем-то большем, более глубоком. Об этом Sputnik рассказала вице-спикер парламента Республики Южная Осетия пятого созыва, кандидат филологических наук, профессор Мира Цховребова.
По ее словам, эпос сам по себе - художественное произведение, интерпретация мифа о возникновении мира.
Многие интерпретируют эпосы - как Нартский, так и другие мировые - "в худшем случае как собрание сказок о приключениях богатырей", обычные рассказы о подвигах и доблести.
"Но я же - и не одна я - рассматриваю подвиги героев эпоса не как простую победу над какими-то сверхъестественными существами, а как преодоление человеком своей животной сущности", - подчеркивает профессор.
По мнению Цховребовой, смысл подвига не в том, чтобы победить какое-то существо: подвиг заключается в том, чтобы преодолеть это существо в самом себе. Сами же эти существа, говорит профессор, это своего рода "вынос" неких природных сил, сил хаоса, инстинктов человека.
Так, среди ученых бытует мнение о том, что один из, а может быть и основной миф индоевропейский - это победа героя над драконом или иным сильным, наделенным сверхъестественной силой существом. В Нартском эпосе, говорит Цховребова, основной миф прослеживается в ином ракурсе.
"Все, что связано с подвигами героев в Нартском эпосе, так и иначе сопряжено с преодолением человека его животной, природной, естественной натуры. То есть преодолеть в себе дракона, зверя, эту хтоничность - земную природу человека", - подчеркивает профессор.
Именно в этом заключены цель и подвиг человека. Единственный способ стать героем - это преодоление самого себя. Это, указывает Цховребова, тяжелый труд - преодолеть свою животную сущность, агрессивность и несдержанность.
Речь о Нарте Батрадзе, который прошел три испытания, преодолев, по словам Цховребовой, трех чудовищ в самом себе: он доказал, что не властно над ним чревоугодие (или, в более широком смысле, неуемность в утолении своих желаний), затем сумел побороть гнев и ярость, доказав, что умеет храбро сражаться, мысля при этом стратегически.